Президент России Дмитрий Медведев впервые вызвал в прошлую пятницу для отчета вице-премьера Игоря Сечина. Как удалось выяснить «Времени новостей», в загородную резиденцию главы государства «Горки» г-на Сечина, отвечающего за ТЭК и недропользование, пригласили, чтобы выяснить выполнение поручений г-на Медведева, которые были даны еще в феврале.
Тогда, будучи первым вице-премьером и кандидатом в президенты России, г-н Медведев провел серию совещаний в Якутии и Хабаровском крае. По их итогам профильным ведомствам были даны указания
обеспечить передачу «Газпрому» лицензии на разработку Чаяндинского месторождения, а газовому монополисту и «Роснефти» поручили договориться
о судьбе трубопровода Сахалин -- Комсомольск-на-Амуре -- Хабаровск.
Игорь Сечин, по информации «Времени новостей», заверил президента, что подготовительные процедуры по предоставлению лицензии
на «Чаянду» близки к завершению. «Газпром» уже заложил в инвестиционную программу 8 млрд руб. для выплаты компенсации государству за это месторождение. Вице-премьер также проинформировал г-на Медведева о том, что «Газпром» и «Роснефть» подписали соглашение о сотрудничестве на Дальнем Востоке, реализация которого снимет барьеры к развитию газопроводной системы от Сахалина до Владивостока.
Документ, подписанный главами компаний Алексеем Миллером и Сергеем Богданчиковым, предусматривает, что «Газпром» выкупит у «Роснефти» блокпакет акций «Дальтрансгаза» (пока что владеет недавно построенным участком трубы от Комсомольска до Хабаровска). Нефтяная компания совместно со специалистами газового монополиста изучит возможность увеличения пропускной способности старого газопровода от Сахалина до Комсомольска до 4,5 млрд кубометров в год. "Роснефть" также поможет «Газпрому» провести переговоры с другими участниками проекта «Сахалин-1» о продаже газовому концерну 1,5--2 млрд кубометров газа по договорной цене. «Роснефти» за это будет гарантирован доступ к свободным мощностям газопровода Сахалин--Хабаровск--Владивосток, который «Газпром» обязан ввести в строй к 2011 году.
Впрочем, как говорится на официальном сайте главы государства, встреча началась с обсуждения вопросов распределения шельфовых ресурсов. Дмитрий Медведев проинформировал Игоря Сечина о том, что он только что подписал принятый парламентом закон о внесении изменений в закон «О континентальном шельфе» и другие акты. И таким образом, окончательно оформил право правительства России предоставлять участки шельфа недропользователям для проведения геологоразведки и добычи нефти и газа без конкурсов и аукционов. «Но для того чтобы нам начать работать, правительству нужно выпустить подзаконные акты, -- напомнил президент страны. -- И вот, я думаю, на этом и нужно будет сконцентрироваться сразу же после выхода закона».
Вице-премьер в свою очередь уточнил, что претендовать на оффшорные участки смогут «исключительно юридические лица Российской Федерации, у которых более 50% принадлежит российским юридическим лицам, более того, только Российская Федерация прямо или косвенно имеет контрольные пакеты». «Плюс к этому недропользователи должны иметь опыт работы на континентальном шельфе не менее пяти лет», -- отметил г-н Сечин.
Сам закон специально был написан под две госкомпании -- «Газпром» и «Роснефть», которые по задумке должны поделить между собой шельфовые месторождения. Газовые планируется отдать «Газпрому», преимущественно нефтяные -- «Роснефти». На сегодняшний день единственным камнем преткновения являются блоки проекта «Сахалина-3», на которые претендуют обе компании.
Характерно, что подписанное между госкомпаниями соглашение никак не описывает их возможное взаимодействие в рамках этого проекта. Известно, что «Роснефть» контролирует лицензию на Венинский блок «Сахалина-3». А «Газпром» добился решения правительства о передаче ему вне конкурса лицензии на Киринское месторождение (правда, произошло это позже «Чаянды» и сроки, установленные для передачи лицензии, пока не вышли). Восточно-Одоптинский и Аяшский блоки до сих пор находятся в нераспределенном фонде недр. «Газпром», ссылаясь на правительственную программу создания системы газоснабжения на востоке страны, пытается получить месторождения «Сахалина-3» в свое исключительное пользование, чтобы обеспечивать газификацию Сахалина, Хабаровского и Приморского краев. «Роснефть» предлагала заняться освоением шельфа Сахалина совместно, но «Газпром» неизменно отвечал, что не намерен прибегать к помощи партнеров в этом проекте.
Как известно, еще Владимир Путин, будучи президентом, поставил перед «Газпромом» задачу обеспечить подачу газа во Владивосток к саммиту АТЭС, который состоится в 2012 году. Для этого необходимо построить новую трубу от Хабаровска до Владивостока протяженностью около 1 тыс. км и обеспечить ее загрузку сахалинским газом. Пока что единственной готовой для поставок топлива в эту систему ресурсной базой является СРП-проект «Сахалин-1». Его реализует консорциум Exxon Neftegaz во главе с ExxonMobil (30%) при участии японской Sodeco (30%), индийской ONGC (20%) и «Роснефти» (20%). Осенью 2006 года Exxon Neftegaz начал поставки (в объеме около 1 млрд кубометров в год) попутного газа, добываемого в рамках проекта, в Хабаровский край. Предполагается, что в случае наличия платежеспособного спроса и реконструкции старого участка газопровода (от Сахалина до Комсомольска) объемы могут увеличиться до 3 млрд кубометров. Но пока большая часть попутного газа закачивается обратно в пласт. Вторая фаза освоения «Сахалина-1» (разработка газового месторождения) должна начаться не позднее 2014 года и обеспечить общий уровень добычи 11 млрд кубометров в год. Exxon Neftegaz пытается добиться разрешения построить экспортный газопровод в Китай, чтобы продавать этот газ CNPC (соответствующее соглашение о намерениях между компаниями имеется). «Газпром» противоборствует этому, пытаясь распространить и на эти объемы правило о едином экспортном канале.
Как пояснили «Времени новостей» в «Газпроме», договоренности с «Роснефтью», о которых в том числе докладывал г-н Сечин президенту, касаются именно неиспользуемых пока объемов попутного газа (1,5--2 млрд кубометров). Судьба природного газа с «Сахалина-1» пока неясна. Впрочем, ясно, что без этих объемов о рентабельности продления газопровода до Владивостока, которая и так выглядит весьма сомнительно, вообще будет говорить бессмысленно.