Громкое судебное дело по иску панамской компании Blue Rapid, бенефициаром которой является известный 89-летний бизнесмен французского происхождения Андре Гельфи, и французской нефтяной компании Elf, еще восемь лет назад
поглощенной концерном TotalFina, погрязло в схватке адвокатов. Стороны пытаются согласовать состав коммерческого трибунала в Париже, который рассмотрит дело по существу. 30 июня апелляционный суд не принял решение относительно правомерности одного из заседателей, дав представителям истца и ответчика время до сентября. Битва законников без перехода к сути дела длится уже больше девяти месяцев, с начала судебных заседаний в ноябре прошлого года.
«В настоящее время мой проект заключается в том, чтобы доказать всем, что Elf Aquitainе вводит в заблуждение правосудие, и, надеюсь, это будет достигнуто до конца года», -- заявил «Времени новостей» г-н Гельфи, прилетавший на прошлой неделе в Москву за штурвалом личного самолета Falcon. А в недавнем интервью изданию Times of Malta он сказал, что засудить французскую компанию -- это важнейшее дело его жизни: «Я был несправедливо обвинен и неправильно признан виновным. Они врали, использовали все виды угроз, чтобы слепить дело против меня. Я просыпаюсь с мыслями о том, чтобы обелить свое имя, и это последнее, что я делаю, перед тем как заснуть».
Тяжба, инициированная 89-летним предпринимателем, очень похожа на попытку отомстить компании Elf и ее бывшему главному управляющему Филиппу Жаффре. Отомстить за то, что г-н Гельфи был на многие годы лишен возможности вести посреднический бизнес, что оказался сначала на скамье подсудимых (вместе со своими партнерами в руководстве Elf), а в начале 2005 года был признан виновным в махинациях и нецелевом расходовании средств компании при проведении переговоров в Венесуэле. После чего он попал в тюрьму, где провел пару месяцев и начал писать мемуары о своей насыщенной событиями жизни. В силу преклонного возраста ему позволили отбыть оставшуюся часть трехлетнего заключения под домашним арестом на принадлежавшей ему вилле на Мальте (срок наказания истек в декабре прошлого года).
Истец, как известно, пытается заставить нефтяников заплатить 850 млн евро комиссионных от упущенной прибыли по нереализованному контракту 1992 года на разработку нескольких нефтяных участков в Поволжье. Предприниматель рассчитывает до конца года выиграть многолетний процесс на 1,4 млрд долл. И даже добился на Мальте, где он проживает на постоянной основе, судебного решения об обеспечительных мерах в отношении мальтийских счетов Elf. Правда, у этой компании нет в юрисдикции этого островного государства ни счетов, ни имущества, а на Францию и другие страны, как утверждает представитель Total (образовалась после слияния TotalFina и Elf), обеспечительные меры мальтийского арбитража не распространяются.
Во французском концерне полагают, что обращение в мальтийский суд с просьбой заморозить отсутствующие счета -- не что иное, как попытка защититься от требований Elf взыскать с г-на Гельфи 20 млн долл., которыми по решению парижского суда от 2005 года тот должен компенсировать нанесенный компании ущерб. Всего ущерб был оценен в 40 млн долл., но половину суммы должны были заплатить (и сделали это) другие виновники. Сам бизнесмен утверждает, что не признает долг перед Elf, хотя решение французского суда было окончательным. Тем не менее формальные процедуры по взысканию этой суммы уже добрались до Мальты и вскоре грозят перейти в стадию описи и распродажи личного имущества.
Претензии г-на Гельфи, судя по всему, поддерживает Олимпийский комитет России и лично его руководитель Леонид Тягачев, а также ряд экс-чиновников, включая бывшего премьера Виктора Черномырдина. В ОКР официально отказываются комментировать свою роль в тяжбе (хотя ранее неоднократно заявляли, что являются третьей стороной в иске), но не скрывают, что в случае успеха рассчитывают на часть отсуженных денег. В начале 1992 года ОКР оказывал г-ну Гельфи лоббистскую поддержку, чтобы обеспечить согласование контрактов между Elf и администрациями Саратовской и Волгоградской областей, которые должны были выдать лицензии на освоение месторождений.
Чтобы добиться своего, г-ну Гельфи предстоит документально доказать французскому коммерческому суду, что, если бы Elf не отказалась от лицензий, она смогла бы добывать «много миллионов баррелей нефти», получить прибыль от их продажи и выплатить причитавшиеся Blue Rapid проценты от прибыли и стоимости ввезенного для осуществления добычи импортного оборудования. Сделать это будет не просто: за 15 лет, прошедших с момента отказа французов от разработки месторождений в Саратовской и Волгоградской областях, один из участков так и не нашел недропользователя, а второй пребывает в состоянии вялой геологоразведки.
Как рассказал «Времени новостей» источник, знакомый с результатами разведочных работ по итогам бурения 14 скважин, приток нефти получен лишь на трех. При этом прогнозируемый дебет «несухих» скважин не позволяет рассчитывать на эффективную промышленную добычу нефти даже при нынешнем уровне цен. Это обесценивает претензии к Elf, которая отказалась от проектов и тем самым якобы нарушила свои обязательства.
Андре Гельфи, известный также под прозвищем Дэдэ Сардина (так как первым по-настоящему крупным его бизнес-проектом был лов рыбы и производство рыбных консервов в Марокко), в конце 1970-х годов по стечению обстоятельств оказался в околоспортивном бизнесе. Сначала он почти случайно стал собственником бренда французского производителя спортивной одежды и инвентаря Le Coc Sportif, затем продал 51% прав на него немецкой фирме Adidas, подружившись с одним из ее совладельцев Хорстом Дасслером. Это знакомство позволило ему организовать через фирму International Sport & Leisure эксклюзивные и долгосрочные контракты с ФИФА и МОК на размещение рекламы в ходе спортивных мероприятий, проходящих под эгидой этих организаций (самые рейтинговые -- чемпионаты мира по футболу и Олимпийские игры). Дорожка к кабинетам высокопоставленных чиновников различных стран через большой спорт была открыта. Г-н Гельфи любит рассказывать, как в свое время вместе с другом Дасслером снизил масштаб от американского бойкота Олимпийских игр в Москве. «Когда США объявили бойкот Олимпиады-80, мне с моим другом удалось убедить многие страны не следовать инструкциям США», -- заявил бизнесмен «Времени новостей». По его же словам, он «действительно участвовал в продвижении кандидатуры Сочи (на роль столицы зимних Олимпийских игр 2014.
-- Ред.). «И горжусь победой этого города», -- подчеркнул бизнесмен. В ОКР это замечание также оставили без комментариев.
На рубеже 80--90-х годов г-н Гельфи начинает оказывать услуги руководству государственной нефтегазовой компании Elf Aquitaine по выстраиванию отношений с чиновниками различных стран в Африке, Латинской Америке и на постсоветском пространстве. Нереализованный контракт по освоению из той же серии.
Г-н Гельфи действовал от имени тогдашнего президента Elf Лоика Ле Флош Прижана. Подписанный между ним и французской компанией контракт предполагал, что Гельфи будут выплачены комиссионные (посредник оценил их 6,8 млн долл. и получил эту сумму) за достижение договоренностей с российскими чиновниками, 1--2% от стоимости оборудования, которое Elf ввезет для реализации проектов, и 3% прибыли французов от реализации добытой нефти. Собственно, проценты от несостоявшейся прибыли.
Г-н Гельфи затруднился вспомнить, с кем именно он договаривался, чтобы Саратовская и Волгоградская области подписали с Elf соглашение о разделе продукции. «Могу вас уверить, что все мои встречи были организованы президентом Борисом Ельциным, а затем Олимпийский комитет помогал мне в организации работы», -- говорит г-н Гельфи. По его словам, добившись подписания контракта, он с согласия президента Elf «взял на себя официальное обязательство построить олимпийский стадион в Волгограде и стадион в Самаре». Из неофициальных источников известно, что г-н Гельфи якобы обещал ОКР вложить в российские спортивные объекты половину своих будущих комиссионных.
Однако уже в 1993 году во Франции сменилось правительство, и новый премьер назначил в Elf нового руководителя Филиппа Жаффре, который разорвал этот договор, а в отношении деятельности г-на Гельфи инициировал судебное разбирательство. К моменту его окончания Elf была уже поглощена концерном Total, г-н Жаффре вышел на пенсию, а его предшественник г-н Прижан, два его зама и еще десять человек, включая Гельфи, были признаны виновными в причинении ущерба компании. Правда, деятельность в России оказалась за рамками разбирательства, обвинители сосредоточились на сделках в Африке и Южной Америке.