Вчера в Израиле похоронили двух военнослужащих Эльдада Регева и Эхуда Гольдвассера, тела которых ливанская радикальная группировка «Хизбалла» вернула на родину 16 июля
в обмен на пятерых ливанских боевиков и еще 199 трупов. День траура в еврейском государстве объявлен не был, но все телеканалы и радиостанции отказались от трансляции развлекательных передач. Похороненные вчера военные
стали последними жертвами израильско-ливанской войны 2006 года. По иронии судьбы, они же стали первыми погибшими в войне, которая за 34 дня унесла жизни 157 израильтян и более тысячи ливанцев.
Судебно-медицинская экспертиза опубликовала вчера отчет, согласно которому израильтяне были убиты еще при захвате, в первый день войны 12 июля 2006 года. 30-летний старшина запаса Эхуд Гольдвассер погиб на месте при попадании противотанковой ракеты в военный джип, которым он управлял. Его сослуживец, 27-летний старшина запаса Эльдад Регев был ранен той же ракетой, но выбрался из горящего автомобиля и погиб от пули в голову. Обоим посмертно позавчера было присвоено звание сержантов.
В Израиле надеялись, что пропавшие в Ливане военные живы. Источник в израильском МИДе признал "Времени новостей", что "за два года члены «Хизбаллы» не предоставили ни Израилю, ни другой стране, ни даже Международному Красному Кресту, как того требует Женевская конвенция, никакой информации о состоянии Регева и Гольдвассера».
Сразу после завершения обмена генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил удовлетворение тем, что стороны выполнили рекомендательную часть резолюции Совета Безопасности ООН №1701. Она была принята в августе 2006 года и предусматривала окончание военных действий между Израилем и Ливаном. «Наши молитвы и наши помыслы в эту минуту -- с семьями погибших», -- сказано в заявлении генсека ООН. Он поблагодарил Германию и ее гражданина Герхарда Конрада за посредничество.
Израильские СМИ отмечают, что сделка стала возможной благодаря агенту немецкой разведки БНД Герхарду Конраду (его называют "мистер "Хизбалла"). Газета «Гаарец» пишет, что про Конрада известно немного, он старается не попадать в объективы фотокамер. С 1998 года он работал в посольстве ФРГ в Ливане и встречался с представителями «Хизбаллы», включая главу организации шейха Хасана Насраллу. После окончания ливано-израильской войны тогдашний генсек ООН Кофи Аннан попросил ФРГ предоставить ему специалиста, способного вести переговоры об обмене пленными. Им и стал Герхард Конрад.
Это не первая сделка между Израилем и «Хизбаллой» под патронатом Германии. Предыдущим обменом в 2004 году руководил Эрнст Урлау, сегодня он глава БНД. Тогдашний израильский премьер Ариэль Шарон согласился в обмен на израильского бизнесмена Эльханана Тенненбаума и останки трех военнослужащих освободить 436 арабских заключенных.
Помимо Германии о причастности к сделке между Израилем и «Хизбаллой» вчера заявил и российский МИД, назвавший обмен "важным гуманитарным событием" и примером "конструктивного диалога". «Все эти месяцы Россия, руководствуясь высокими гуманными соображениями, энергично добивалась в контактах с правительством Израиля, "Хизбаллой" и влиятельными региональными сторонами, чтобы такой обмен стал реальностью, -- говорится в заявлении МИДа. -- В Москве удовлетворены тем, что Россия реально помогла нахождению взаимоприемлемой развязки этих непростых проблем». "Естественно, не все из этих контактов афишировались", -- объясняется в заявлении.
Это вызвало немалое удивление в Израиле. В пресс-службе израильского МИДа "Времени новостей» сказали: «Израиль обращался к России с просьбой помочь добиться от боевиков «Хизбаллы» информации о Регеве и Гольдвассере и благодарен ей за готовность помочь. Но Россия не была официальным посредником на переговорах». Цви Регев, отец Эльдада, в интервью израильскому телевидению заявил, что в течение двух лет родители военнослужащих "обращались за помощью к представителям ООН, России и других международных организаций и стран, чтобы получить хоть какую-то информацию о сыновьях, но в ответ получали только обещания".
Израильские политологи и журналисты, с которыми побеседовали вчера корреспонденты «ВН», не слышали ничего о роли России в этой сделке, предположив, что если бы Москва действительно была посредником, то генсек ООН упомянул бы ее роль. Еще один израильский дипломат, попросивший не называть своего имени, заметил "ВН", что заявление российского МИДа вызвало в Израиле не только удивление, но и возмущение: «МИД России назвал «конструктивным диалогом» и «гуманитарным обменом» то, что в Израиле называют «жестокой сделкой с террористами», на которую мы были вынуждены пойти, чтобы похоронить наших парней дома».