На беспрецедентную сделку с экстремистской ливанской группировкой мусульман-шиитов «Хизбалла» пошло израильское правительство Эхуда Ольмерта. Около полудня по местному времени на ливано-израильской границе вчера
состоялся обмен тел двух израильских солдат Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева на пятерых живых ливанских боевиков. Израильтяне также передали ливанцам 199 трупов арабов, которые до этого содержались на специальном кладбище "для врагов Израиля". Обмен стал возможен при посредничестве Германии. Напомним, что Израиль в отличие от России считает «Хизбаллу» террористической организацией.
Для родственников двух израильских солдат (вчера посмертно им было присвоено звание сержантов) это событие стало страшной развязкой длительной драмы, ведь до последнего момента семьи надеялись на возвращение ребят домой живыми. Хотя еще две недели назад премьер Эхуд Ольмерт признал, что они мертвы, в средствах массовой информации о похищенных два года назад земляках предпочитали говорить как о живых. Лидер «Хизбаллы» шейх Хасан Насралла до вчерашнего дня отказывался предоставить информацию о том, что случилось с пленниками. Все, что знал об этом Ольмерт, основывалось на данных израильской военной разведки. Последние надежды развеялись в 9.40 утра по местному времени, когда на вопрос журналистов о состоянии солдат представитель «Хизбаллы» заявил: «Сейчас мы узнаем». В этот момент перед телекамерами поставили два черных гроба. На момент захвата Эльдаду Регеву было 27 лет, Эхуду Гольдвассеру -- почти 31 год.
С захвата на границе боевиками "Хизбаллы" этих солдат (возможно, они погибли сразу после захвата) и убийства еще пятерых началась 12 июля 2006 года вторая в истории война между Израилем и Ливаном. За 34 дня военных действий со стороны Ливана погибло 1109 человек, в основном мирных жителей, Израиль потерял 157 граждан.
Тела двух израильтян будут погребены сегодня в родной земле, как предписывает иудаизм. Но в стране продолжаются споры о целесообразности обмена живых террористов на мертвых солдат. Многие уверены, что премьер Ольмерт пошел на сделку с «Хизбаллой», чтобы повысить свой политический рейтинг. Против него сейчас ведутся три полицейских расследования по подозрению в коррупции. «Нет сомнений в том, что правительство должно было сделать все, чтобы вернуть похищенных солдат. Вопрос в цене. Боюсь, что обмен только усилил шиитскую группировку», -- сказал «Времени новостей» Эли Кармон, ведущий сотрудник израильского Института по борьбе с терроризмом.
Среди отпущенных на свободу израильтянами пяти арабских боевиков самый известный -- 46-летний Самир Кунтар. В 1979 году он и еще три боевика из радикальной группировки «Народный фронт освобождения Палестины» переплыли израильско-ливанскую границу на резиновой лодке. Террористы проникли в израильской город Нахария, где на глазах у четырехлетней дочери убили 28-летнего израильтянина Дани Харана. Затем Кунтар убил девочку, разбив ей прикладом голову. Хозяйка дома тем временем спряталась на чердаке с другой дочерью. Чтобы двухлетний ребенок не заплакал, матери пришлось зажать ей рот рукой, отчего девочка задохнулась. В перестрелке погибли два израильских полицейских. Захваченный Кунтар был осужден на четыре пожизненных срока.
Родственники погибшей семьи были уверены, что он никогда не выйдет на свободу. Накануне сделки президент Израиля Шимон Перес встретился с бабушкой девочки, убитой Кунтаром. 82-летняя Нина Керен просила Шимона Переса не подписывать указ об амнистии. Из кабинета президента она вышла с портретом внучки, сказав прессе, что «президент выразил сожаление в связи с тем, что подписывает указ об освобождении террориста».
Еще четыре освобожденных боевика «Хизбаллы» -- это 28-летний Хадар Зидан, 32-летний Махер Курани, 23-летний Махмуд Сарур и 24-летний Хусейн Слиман. Они были захвачены на территории Ливана в августе 2006 года и просидели в израильской тюрьме менее двух лет. В обвинительном заключении указывалось, что все они прошли подготовку в Иране и принимали активное участие в боевых действиях против израильской армии в составе террористических формирований.
В Ливане, где многие считают освобожденных боевиков героями, в связи со сделкой был объявлен выходной и прошли парады формирований "Хизбаллы". Организация восприняла обмен как победу над еврейским государством. «Мы же в ответ не получили даже детального отчета о судьбе сбитого над Ливаном в 1986 году израильского летчика Рона Арада», -- отмечает Эли Кармон. Наш собеседник выразил опасение, что "сделка даст право террористам думать, что они могут вести переговоры на своих условиях".
Вчера в Израиле вспоминали еще об одном военнопленном -- 20-летнем капрале Гиладе Шалите. Он был захвачен 25 июня 2006 года боевиками палестинской исламской радикальной группировки ХАМАС на границе с сектором Газа и считается живым. Но после этого обмена израильские военные эксперты сходятся в том, что цена свободы Шалита будет высокой.
Однако лишь немногие израильские политики решились критиковать сделку. Среди этих немногих член кнессета от правой партии "Ликуд", бывший глава парламентского комитета по внешней политике и обороне Юваль Штайниц. Он сказал нашей газете: "Израиль -- единственное государство, которое возвращает живых террористов в обмен на тела и фрагменты тел. Не самое лучшее для нас окончание войны с Ливаном".