ФАС обвинила «дочки» «Мечела» в нарушении законодательства на рынке коксующегося угля
Федеральная антимонопольная служба после неудавшейся попытки наказать российские меткомбинаты, которые обвинялись в установлении необоснованно высоких цен на сталь, нашла новые объекты для критики. Вчера ведомство обвинило входящие в группу «Мечел» Торговый дом «Мечел», «Южный Кузбасс» и ХК «Якутуголь» в нарушении антимонопольного законодательства. В частности, в сообщении ФАС указывается на «необоснованное прекращение поставок угольного концентрата ТД «Мечел» в адрес «Новолипецкого меткомбината» (НЛМК)», а также «отказ ТД «Мечел» и ХК «Якутуголь» от заключения договора поставки угольного концентрата в адрес меткомбината». По версии ведомства,
ТД «Мечел» устанавливал и поддерживал монопольно высокую цену на угольный концентрат, что также противоречит антимонопольному законодательству. Итогом проверки ФАС стало возбуждение дела в отношении этих компаний по признакам нарушения статьи 10 закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Группа «Мечел» -- крупнейший в России производитель коксующегося угля. В частности, она занимает около 70% рынка коксующегося угля марки «К», который и покупал у него НЛМК, пояснили на комбинате. Основным бенефициаром «Мечела» является генеральный директор группы Игорь Зюзин.
В НЛМК «Времени новостей» подтвердили, что отказ «Мечела» от поставок коксующегося угля действительно имел место, однако его причины назвать затруднились. Представитель компании лишь отметил, что это происходило неоднократно и что поставки были прекращены в этом году после того, как цена на уголь значительно выросла. По словам аналитика «Уралсиба» Дмитрия Смолина, в июле прошлого года коксующийся концентрат стоил в среднем порядка 95 долл. за тонну, а уже к июлю этого года цена выросла в 2,5 раза, до 220--240 долл. за тонну. В конце прошлого года средняя цена на коксующийся концентрат составляла 133 долл. за тонну.
В «Мечеле» ситуацию прокомментировали так: «Компания официально никаких документов о возбуждении дел не получала, от кого поступили жалобы, нам также достоверно неизвестно. В любом случае, даже если дела возбуждены, они должны быть рассмотрены по существу и только после этого принято решение о виновности или невиновности».
ФАС не первый раз безуспешно пытается наказать металлургов. В начале апреля она начала проверку ценообразования на продукцию, используемую при производстве труб нефтегазового сортамента, крупнейшими металлургическими компаниями -- «Северсталью», Магнитогорским меткомбинатом, «Уральской сталью» и НЛМК. В итоге ФАС лишь порекомендовала им заключать долгосрочные договоры с формулой расчета цены и фиксированными объемами поставок между всеми участниками производственного металлургического цикла -- от производителей металлургического сырья до потребителей конечной металлопродукции. Надо сказать, что похожее расследование ведомство провело и в 2003--2004 годах, когда разбиралась ситуация с необоснованным и согласованным ростом цен на штрипс (трубная заготовка). И тогда ФАС также не удалось одолеть металлургов -- решения и предписания были отменены в судебном порядке.
В первом полугодии этого года ФАС в связи с обеспокоенностью возможным повышением цен на коксующийся уголь и угольный концентрат на российском рынке направила запросы всем основным производителям для выяснения объемов поставок на внутренний рынок, порядка ценообразования и динамики цен поставки. Как рассказал «Времени новостей» представитель одной из крупных меткомпаний, у НЛМК как у крупного производителя этого сырья с ФАС были оговорены условия работы на этом рынке, но компания не всегда следовала предписаниям ведомства, поэтому рано или поздно такая ситуация все равно возникла бы. Впрочем, эксперты рынка не склонны сгущать краски в отношении «Мечела». По их мнению, компании в худшем случае грозит лишь несущественный штраф.