Вице-премьер Игорь Сечин добился своего. Владимир Путин на совещании в Северодвинске неожиданно пожурил главу «Газпрома» Алексея Миллера, чуть ли ни обвинив его в том, что тот в угоду корпоративным интересам игнорирует общегосударственные задачи. К таковым, как оказалось, относится и
обеспечение доступа к сетям газа, добываемого другими компаниями. И это выглядит еще большим сюрпризом, нежели публичное замечание руководителю концерна о том, что «не надо качать головой». Все семь лет, которые «Газпром» возглавляет г-н Миллер, делегированный на этот пост лично г-ном Путиным, концерн последовательно укреплял свое монопольное положение. И запрет на любые реформы в отношении газового рынка, зарождавшиеся в правительстве, тоже был наложен не без участия г-на Путина.
Игорь Сечин недавно провел серию совещаний, на которых правила недискриминационного доступа к газопроводам, разработанные ФАС много лет назад и последовательно блокирующиеся «Газпромом», стали одним из первых конкретных документов. Вице-премьер в итоге поручил антимонопольному ведомству, другим заинтересованным министерствам и «Газпрому» внести к 5 августа согласованный документ. Фактически в минувшую пятницу Владимир Путин просто подтвердил это распоряжение своего заместителя. Тем не менее похоже, что в правительстве всерьез начали опасаться дефицита газа на внутреннем рынке и засомневались в возможностях «Газпрома» единолично исполнять все обязательства и удовлетворять растущий спрос на газ в России.
Если же проанализировать то, какими именно аргументами премьер-министр обосновал свои претензии к «Газпрому», ситуация и вовсе становится абсурдной для независимых производителей природного газа. «Если такое положение (проблемы с доступом к газотранспортной системе. --
Ред.) будет сохраняться и дальше, мы и дальше будем сжигать попутный газ. В огромных количествах. А вы будете тратить огромные ресурсы для того, чтобы обеспечить повышение добычи собственной компании», -- заявил на совещании глава правительства. То есть речь идет о том, чтобы обеспечить приоритетный доступ в трубу для сухого газа, который нефтяники получат в рамках выполнения госзаказа по утилизации 95% попутного нефтяного газа к 2011 году. Такая мера содержалась в планах, которые в прошлом году представляли Минприроды и ликвидированное Минпромэнерго. Она выглядит как стимул для инвестиций в переработку попутного газа. Однако приоритет в данном случае означает, что новые объемы природного газа, которые хотели и могли бы добывать независимые производители, будет иметь доступ по еще более остаточному принципу.
После совещания в Северодвинске г-н Миллер говорил журналистам, что «Газпром» подготовил новую редакцию Генеральной схемы развития газовой промышленности до 2030 года. По его словам, она сейчас рассматривается в Минэнерго и должна быть вынесена на рассмотрение правительства до конца года (по информации «Времени новостей», это еще одно поручение Игоря Сечина профильным ведомствам). Смысл этого документа как раз в том, чтобы на правительственном уровне определить план развития добычи, включая возможности независимых производителей поименно и обеспечить готовность газотранспортной системы принимать весь готовый к добыче и потреблению объем.
Впрочем, до сих пор согласовать эти параметры в условиях жесткого конфликта интересов между планами независимых производителей и намерениями монополии не удавалось.