Вчерашнее выступление президента Франции Николя Саркози в Страсбурге перед депутатами Европарламента продемонстрировало, что в его лице Европейский союз получил на это полугодие активного и амбициозного председателя. Произнося первую программную речь после того, как Париж с 1 июля занял председательское кресло в ЕС, 53-летний французский лидер пообещал добиться вступления в силу основного закона Евросоюза --
Лиссабонского договора о реформах. Саркози заявил о необходимости создания европейских оборонительных сил и поддержал инициативу России о заключении договора о европейской безопасности.
Речь Николя Саркози в Страсбурге (на выступлении присутствовал и глава МИД Франции Бернар Кушнер) должна была ответить на главный вопрос: сможет ли Евросоюз преодолеть очередной кризис в своей истории. Он возник после того, как на референдуме 12 июня ирландцы отказались поддержать положения Лиссабонского договора, поставив под большое сомнение будущее Евросоюза.
Этот договор был подписан лидерами стран -- членов ЕС в португальской столице в декабре 2007 года и был призван заменить проект единой конституции, проваленный на референдумах во Франции и Нидерландах. Документ должен был вступить в силу в январе 2009 года после ратификации всеми 27 государствами-членами.
Вчера Саркози тщательно подбирал слова, чтобы избежать вмешательства во внутриирландские дела, но все-таки рискнул пообещать лично переломить ситуацию: «Я поеду 21 июля в Ирландию для того, чтобы послушать, пообщаться и попробовать найти решение». По словам Саркози, "надо не задеть ирландцев", но в то же время "выяснить, в каких условиях и с каким договором мы собираемся проводить выборы" в Европейский парламент в июне 2009 года. Он вступился за Лиссабонский договор, назвав его «единственно возможным» документом для Евросоюза: «Если Европа не преодолеет свой кризис, она станет персонажем институциональной «мыльной оперы». Если мы хотим дальнейшего расширения ЕС, а я хочу этого, нам нужны новые институты».
«Судьба Лиссабонского договора неожиданно для Парижа стала главной проблемой его председательства в ЕС», -- сказал «Времени новостей» завотделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.
«Ирландское «нет» может стать катализатором центробежных тенденций внутри ЕС, и это уже подтверждает пример Польши: ее президент Лех Качиньский на днях отказался поставить подпись под ратификацией Договора о реформах, уже одобренного сеймом. Теперь число евроскептиков может увеличиться, а аргументов у них прибавиться. Как Франция собирается преодолеть этот кризис, пока неясно", -- говорит эксперт.
Вызывает споры и другая поднятая Николя Саркози общеевропейская проблема -- создание единого оборонного пространства. Аргумент противников создания единых европейских сил -- нежелание дублировать существующие военные структуры НАТО. Ведь из 26 стран -- членов Североатлантического альянса 21 входит в ЕС. Президент Франции признал, что «вокруг данного вопроса существует немало разногласий». Но он уверен, что «Евросоюз станет политически мощным и сможет говорить во весь голос, лишь если он будет способен обороняться и располагать всеми силами и средствами, необходимыми для поддержки своей политики». Французский лидер заявил, что «отнюдь не отрицает полезность НАТО», но считает важным «одновременное существование автономной политики обороны и безопасности ЕС и альянса».
«Заявления президента Саркози в поддержку создания чисто европейских оборонных структур вписываются в общую внешнеполитическую стратегию нового президента Франции», -- отметил в беседе с «ВН» руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. По его словам, «Николя Саркози за год с небольшим своего президентства сумел улучшить отношения с США и теперь стремится доказать, что подобное трансатлантическое партнерство не является препятствием для развития внутриевропейских процессов и углубления диалога и даже партнерства с Россией. Отсюда его поддержка скорейшего заключения между ЕС и Россией нового Договора о стратегическом партнерстве. Она перекликается с идеей российского президента Дмитрия Медведева о разработке нового юридически обязывающего договора о европейской безопасности, с которой тот выступил в ходе своего визита в Германию в начале июня», -- напомнил наш собеседник.
«Меня заинтересовала идея создания единой зоны безопасности от Ванкувера до Владивостока», -- подтвердил Николя Саркози на пресс-конференции в Страсбурге. По его словам, существующие сегодня в Европе организации, в том числе ОБСЕ и НАТО, «пока не способны решить» проблему обеспечения европейской безопасности. Президент Франции предложил рассмотреть российскую инициативу на очередном саммите Евросоюза.
А пока в ближайшее воскресенье в Париже пройдет учредительный саммит
любимого детища Николя Саркози -- Средиземноморского союза. Членами этого объединения станут все 27 стран -- членов ЕС и 17 государств Северной Африки и Ближнего Востока. Интрига мероприятия заключается в том, удастся ли Саркози усадить за стол переговоров или заставить хотя бы обменяться рукопожатиями премьера Израиля Эхуда Ольмерта и президента Сирии Башара Асада.