Руководство «Газпрома» энергично взялось за достижение цели «расширить географию закупок» газа с целью перепродажи на мировых рынках. Об этом глава концерна
Алексей Миллер рассказывал на днях премьер-министру Владимиру Путину. Вчера стало известно, что г-н Миллер
отправился в Ливию, где сделал предложение главе этой страны Муаммару Каддафи о закупках всех объемов газа (природного и сжиженного) и нефти, предназначенных для экспорта, «по конкурентным ценам». Как говорится в пресс-релизе «Газпрома», обсуждались «вопросы координации маркетинговой политики», и «ливийская сторона оценила предложения «Газпрома» по приобретению» углеводородов. Кроме того, гг. Каддафи и Миллер договорились начать предметные переговоры о приобретении
имеющихся в распоряжении Триполи «в настоящее время свободных объемов углеводородов». А российский концерн в свою очередь получил (и принял) предложение гостеприимных хозяев «обсудить возможность строительства новых газотранспортных мощностей из Ливии в Европу».
Судя по всему, концерн не собирается останавливаться на достигнутом. И предложения о закупках газа с целью дальнейшей перепродажи будут сделаны и другим производителям этого вида топлива. Таким образом, «Газпром», всегда публично сомневавшийся в возможности и целесообразности создания газового картеля, показывает, что пытается взять под свой контроль как можно больше экспортных потоков в ЕС. То есть распространить свой «единый экспортный канал», который сейчас де-факто действует для производителей газа в Средней Азии, не только на Азербайджан (соответствующие предложения ему были сделаны в июне), но и на страны дальнего зарубежья.
Для Европы реализация такого сценария выглядит гораздо более неприятно, чем эфемерная иранская идея «газовой ОПЕК». Тем более что «Газпром» вполне может выступить посредником при поставках иранского газа в ЕС (планы о совместном маркетинге газа с Тегераном в свое время озвучивались на встречах Владимира Путина и Махмуда Ахмадинежада). Крупные европейские компании пока не могут инвестировать в проекты по транспортировке иранского газа из-за категорического неприятия таких вложения со стороны США.
Конечно, с большой долей вероятности из этой затеи ничего не выйдет, полагают эксперты, -- производители газа, естественно, вряд ли согласятся разорвать связь с рынками сбыта. Цель же этих демонстративных переговоров с Ливией и Ираном -- сделать европейцев более сговорчивыми в вопросах двустороннего сотрудничества и снизить давление на российские экспортные проекты («Северный поток» и «Южный поток»). Ливийцы и другие владельцы ресурсов газа тоже не прочь заставить Европу понервничать лишний раз, чтобы усилить свои переговорные позиции в будущем.
После поездки главы «Газпрома» в Триполи больше всех должны волноваться итальянцы. Национальный нефтегазовый гигант Eni является крупнейшим иностранным оператором на территории Ливии и прошлой осенью продлил действие своих контрактов на 35 лет вперед. Компания совместно с ливийской National Oil Company разрабатывает значительное количество нефтяных и газовых месторождений. Eni является оператором добычи в Ливии около 550 тыс. баррелей нефти в день (доля итальянской компании в продукции 250 тыс. баррелей в день), или около трети всей ливийской добычи, а также около 8 млрд кубометров газа в год, который поставляется по долгосрочному контракту в Италию через подводный коридор Green Stream. Кроме того, Eni договорилась с NOC об увеличение пропускной способности газопровода на 3 млрд кубометров в год и строительстве нового завода по производству сжиженного природного газа мощностью 5 млрд кубометров в год, что позволит удвоить экспортные возможности Ливии.
На какие объемы может претендовать «Газпром», сказать сложно (пока в заявлениях больше политики, чем конкретики). Однако весьма вероятно, что и так достаточно сложно идущие между «Газпромом» и Eni переговоры о вхождении российского концерна в ливийские проекты итальянцев станут идти еще медленнее. Как известно, у Eni есть обязательство продать «Газпрому» доли в перспективных проектах, эквивалентные по стоимости и стратегической ценности 30-процентному пакету в «Арктикгазе» и «Уренгойле», которые итальянский концерн купил на аукционе по продаже имущества ЮКОСа. Уже около года идет разговор о продаже «Газпрому» долей в нефтяном проекте Elephant и ряде других участков, но в стадию реализации сделка так и не перешла. Сейчас Eni вряд ли будет заинтересована форсировать усиление позиций российского партнера-конкурента в Ливии.
Кроме встречи с г-ном Каддафи, Алексей Миллер провел рабочую встречу с председателем управляющего комитета NOC Шукри Мохамедом Ганемом. Стороны также договорились создать совместное предприятие по модернизации существующих и строительству новых мощностей по нефтепереработке. По сообщению «Газпрома», до конца июля в Ливию прибудет делегация специалистов российского концерна «для детализации достигнутых договоренностей по всем направлениям сотрудничества».