|
|
N°120, 08 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Футбол и не только
Футбольные страсти стали гвоздем уходящего телесезона даже для тех, кто, подобно мне, от футбола совершенно далек. С одной стороны, поражает подлинный драматизм и эмоциональность игры, с другой -- квазипатриотическая истерия, которую телевидение усиленно нагнетало. Причем обходилось минимумом слов для выражения обуревающих чувств, буквально как людоедка Эллочка. Это, понятно, слова «Россия», «герои», «национальная идея» и т.д., произносимые абсолютно всуе, потому что футбол -- это увлекательная игра, и ничего более. Обидно за очень профессионального, талантливого комментатора Виктора Гусева, которого обвинили в том, что под его комментарий наша команда всегда проигрывает. Что тут скажешь? Прямо средневековье какое-то, охота на ведьм. И удачливым вдруг оказался неизменно второй канал «Россия», которому подфартило также показать успех Димы Билана на «Евровидении». Кстати, что за новояз в виде слова «Евроссия» изобрели в припадке патриотического сумасшествия на ТВ? Средний телезритель, о котором так пекутся все добытчики рейтингов, и без того не слишком знаком с родной речью, а тут еще телевидение ее коверкает.
Чем прямолинейнее, пошлее и грубее -- тем лучше усваивается. Такому правилу следовало телевидение, показывая и псевдоисторический «Византийский урок», и «Чистосердечное признание», и «Страну Советов», и «Героя дня». Все, что ваяет преимущественно НТВ и чему пытаются подражать другие каналы, является осознанным, последовательным и крайне циничным наплевательством на клятвенно принятую телевизионщиками несколько лет назад Хартию против показа насилия и жестокости на экране. Настоящий успех, однако, не достигается нечистыми средствами. Синтез художественности, увлекательности, исторической правды и высоких рейтингов случился в этом сезоне лишь однажды, когда был показан многосерийный телевизионный художественный фильм Сергея Урсуляка «Ликвидация». Не случайно именно демонстрация «Ликвидации» с ее бешеными рейтингами убедительно продемонстрировала, насколько неинтересны, предсказуемы и далеки от реальной жизни сегодняшние выборы и все, что с ними связано.
Из небольшого количества телевизионных удач можно вспомнить «Закрытый показ» Александра Гордона, документальный цикл «Одноэтажная Америка» Владимира Познера и Ивана Урганта, всегда любопытную, искреннюю передачу «Сто вопросов взрослому», а также скромный, но очень живой и современный сериал «Ранетки» на СТС. Радовали весь сезон и «Папины дочки» с чудесным Андреем Леоновым в роли многодетного папаши. Широко разрекламированный «Апостол» огорчил плохой игрой известных артистов -- непросто обживать бутафорские ситуации, искажать историческую правду и оправдывать неубедительные метаморфозы героев. Так называемые женские сериалы изумляли обилием сюжетов о подлых предательствах самых близких людей («Женщина без прошлого», «Атлантида» и т.д.) и тем, что из одного в другой кочует тема внезапной амнезии. Очевидной потерей памяти страдают как участницы шоу «50 блондинок», которым не под силу самые простые вопросы, так и сам ведущий Николай Фоменко, забывший, похоже, что на самом деле он хороший артист и действительно остроумный человек.
«Три звезды в Вене», изумительный праздник музыки с участием трех оперных звезд -- Пласидо Доминго, Анны Нетребко и Роландо Вилланзона, показанный на «Культуре», к сожалению, смотрит гораздо меньшая аудитория, но счастье все-таки, что такая радость случается. Там же на «Культуре» неизменно интересно смотреть «Культ кино» с Кириллом Разлоговым. Небанальные, редкие и очень часто просто потрясающие фильмы можно увидеть практически только в этой программе. Не все же любоваться, скажем, на тупую груду мышц Стивена Сигала, которого считают своим киногероем на других каналах. А «Культ кино» отваживается показывать эпопею Фассбиндера «Берлин. Алексадерплатц», мини-ретроспетиву швейцарского режиссера Даниэля Шмидта, трогательные аргентинские «Разговоры с мамой», открывая не только разнообразное кино, но и другой, неизведанный мир.
Ольга ГАЛИЦКАЯ, независимый журналист