«Транснефть» ожидает удорожания стоимости
строительства спецморнефтепорта Козьмино (Приморский край), который находится в конечной точке трубопровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО)», -- заявил на днях президент «Транснефти» Николай Токарев. Эксперты отмечают, что среди причин удорожания фигурируют: перенос конечного пункта нефтепровода из бухты Перевозная в Козьмино, невыполнение сетевого графика строительства ВСТО и др.
Расходы на реализацию проекта ВСТО уже превысили 11 млрд долл. Таких огромных значений смета достигла в результате невыполнения сетевого графика строительства, при этом некоторые эксперты считают, что компания уже не сможет уложиться в намеченные сроки и сдача объектов будет перенесена на 2010 год.
Как отмечают в «Транснефти», виновник срыва сетевого графика -- компания «Краснодарстройтрансгаз», бывший генподрядчик, который должен был построить первую очередь нефтепровода. Планировалось, что участок между Тындой и 1570-м км от Сковородино будет сдан в эксплуатацию в декабре 2008 года. Однако в конце 2007 года линейная часть была готова на 41,1% при плановых 60%, а нефтеперекачивающие станции -- на 23,9% при плановых 56%. К апрелю 2008 года темпы строительства еще больше снизились. В итоге «Краснодарстройтрансгаз» выполнил менее 17% от объема контрактных работ, и «Транснефть» в одностороннем порядке разорвала договор с данным подрядчиком.
Срыв сетевого графика привел к миллиардному ущербу для бюджета из-за недополучения запланированной прибыли, подчеркивают эксперты. Кроме того, грубейшие нарушения технологий, которые были зафиксированы представителями «Транснефти» на участках, строительством которых занимался «Краснодарстройтрансгаз», в будущем могут поставить под угрозу нормальное функционирование стратегического нефтепровода и привести к серьезным форсмажорным расходам.
«Транснефть» уже подала в суд несколько исков, по которым претензии к «Краснодарстройтрансгазу» превышают 31,5 млрд руб. Бывший генподрядчик должен был направить бюджетные средства на организацию строительства, закупку техники, привлечение специалистов. Однако, растратив миллиарды рублей, подрядчик работу не выполнил и не представил отчетную документацию. В «Транснефти» считают, что речь в данном случае может идти о нецелевом расходовании государственных средств и коррупции.
Столь вопиющий пример не мог не обратить на себя внимание со стороны руководства страны. «С теми подрядчиками, которые не выполнили свои работы, нужно разобраться по полной программе, предъявляя иски в судах, истребуя необходимые деньги от них, если они были оплачены, соответствующие части работ, если авансы были внесены, или еще что-то», -- подчеркнул президент Дмитрий Медведев в ходе недавней встречи с Токаревым. Он также потребовал от «Транснефти» продолжить строительство стратегически важного для страны нефтепровода «без сбоев по срокам и по качеству».
В «Транснефти» подчеркивают, что намерены выполнить поручение и разобраться с недобросовестным генподрядчиком. Николай Токарев обещал доложить президенту о результатах в течение трех месяцев. Столь жесткие сроки были обозначены в надежде на всестороннюю помощь Генеральной прокуратуры РФ, куда «Транснефть» обратилась с требованием выявить статьи нецелевых расходов, а также реальных владельцев компании «Краснодарстройтрансгаз» для предъявления им судебных претензий.
Ход расследования намерено контролировать и профессиональное сообщество, встревоженное тем ущербом, который нанес репутации отрасли «Краснодарстройтрансгаз». Ассоциация строительных организаций нефтегазового комплекса «Союзстройнефтегаз» выступила с инициативой о создании общественного наблюдательного совета, который обеспечит независимый контроль эффективности строительства стратегического нефтепровода, а также эффективности расходования целевых бюджетных средств. «Это заставит компании ответственно подходить к выполнению контрактных обязательств, будет способствовать усилению прозрачности, цивилизованной конкуренции и развитию нефтегазовой отрасли в целом», -- считают в «Союзстройнефтегазе».
Президент Дмитрий Медведев неоднократно называл коррупцию одной из важнейших для России проблем, «угрозой национальной безопасности». И тот факт, что глава государства взял под личный контроль выполнение поручения в отношении конкретных фактов коррупции, позволяет говорить о том, что на этом направлении будет наведен должный порядок.