Время новостей
     N°115, 01 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2008
Очевидное-невероятное
Правительство надеется уменьшить инфляцию, увеличивая госрасходы
«Скользящая трехлетка», «таргетирование инфляции», «подушки безопасности» (валютный резерв бюджета. -- Ред.), «эскалация тарифа» -- вот новые метафоры экономического курса нового кабинета министров Владимира Путина. Вчера на заседании правительства обсуждался основной экономический закон страны -- бюджет 2009--2011 годов. То, что бюджет трехлетний, давно не новость, но теперь он стал еще и «скользящим». Как сказал премьер, «это впервые». Вот как он это видит: «Все ранее принятые обязательства подлежат безусловному исполнению». А вот движение средств внутри трехлетки -- вопрос техники, необходимости и экономической выгоды.

В результате бюджет 2009--2011 будет призван решать взаимоисключающие задачи -- способствовать уменьшению темпов инфляции при росте расходов.

Пока все для российской экономики складывается вроде бы неплохо: цена на энергоносители прекрасна, кризис банковской ликвидности до нас еще не долетел, продовольственного кризиса тоже не видать. И только инфляция никак не покорится кабинету Путина. О чем он вчера заявил во первых строках своей бюджетной речи. Нет, премьер наконец-то перестал кивать на международные проблемы роста цен на продукты питания, дескать, все зло только от них. Он вдруг посмотрел на расходы отечественного бюджета с той долей проницательности, которая до сих пор была свойственна лишь финансовому консерватору, главе Минфина Алексею Кудрину. И заговорил как будто на другом языке.

Г-н Путин сел в председательское кресло и сказал о самом главном экономическом искусстве современности: «Вначале о важнейшей задаче -- снижении, подавлении инфляции!» Премьер призвал не допускать неэффективных расходов.

Главный докладчик на заседании правительства Алексей Кудрин, к сожалению, не смог после бюджетного таинства среди коллег прийти к журналистам, так как полностью посвятил себя переговорам со своим американским визави Генри Полсоном. Пояснять бюджетные новации «скользящей трехлетки» пришлось заместителю министра финансов Татьяне Нестеренко. Что она и сделала в доступной гражданам манере.

«Мы дали жесткие параметры финансовой трехлетки, -- сообщила г-жа Нестеренко. -- И теперь пытаемся в них всячески вписаться». Замминистра пояснила, что без нефтегазового трансферта наш бюджет на все три года является не профицитным, а дефицитным. Но, по ее словам, дефицит этот находится строго в рамках Бюджетного кодекса -- не превышает 4,7% ВВП. Оценка действующих расходных обязательств, которые премьер призвал считать «безусловными», выглядела вполне впечатляющей. В 2009 году они составят 1 трлн 15 млрд руб., в 2010-м -- 1 трлн 218 млрд, в 2011-м -- 1 трлн 659 млрд. «Большая часть новых обязательств уйдет на исполнение уточненных и начинающихся федеральных целевых программы», -- пояснила г-жа Нестеренко.

Она также отметила, что ни правительство, ни ЦБ не ждут нового роста инфляции в связи с обновлением схемы оплаты труда бюджетников. Г-жа Нестеренко поведала довольно трудную для многих популярных изданий историю про приток и отток капитала в нашей отчизне. Мол, это главное, а не наши бюджетные вливания в сектор бюджетополучателей -- путем даже 30-процентного повышения зарплат. Примерно то же самое пыталась донести до журналистов и глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Она сослалась на уточненный социально-экономический прогноз (инфляционный показатель на 2008 года там превысил 10,5%), который уже учел инфляционный вклад повышения фонда оплаты труда бюджетникам.

В результате бюджетные проектировки на 2009--2011 годы правительство одобрило, а окончательный вариант, который потом пойдет в Думу, Министерство финансов должно представить уже к 11 июля.

Вера КУЗНЕЦОВА