5-й Всемирный конгресс финно-угорских народов, проходивший в эти выходные
в Ханты-Мансийске сразу после саммита Россия--Евросоюз, должен был привлечь внимание к нуждам и чаяниям малых народов, говорящих на этих редких языках. Но вместо этого стал новым полем для конфликта России и Эстонии.
Президенты двух соседних государств не встречались долгих четырнадцать лет. Однако попытка поговорить хотя бы на культурно-гуманитарные темы привела к усилению напряженности в отношениях. Конгресс закончился скандалом. Эстонская делегация во главе с президентом Тоомасом Хендриком Ильвесом вчера демонстративно покинула зал заседаний. Обе стороны конфликта называют это провокацией, но расходятся в оценках того, кто был ее автором.
Субботний день в Ханты-Мансийске выдался солнечным и теплым. На центральной площади города пели и плясали народные ансамбли, народные умельцы ткали, плели и резали по дереву, а вокруг в чумах продавались сувениры с национальным колоритом. Президенты России, Финляндии, Венгрии и Эстонии Дмитрий Медведев, Тарья Халонен, Ласло Шойом и Тоомас Хендрик Ильвес с интересом рассматривали северные сувениры, общались с людьми и даже заглянули в один из чумов.
Правда, до этого уже прошли двусторонние переговоры, и полностью безоблачными они были лишь с венгерским лидером. Тарья Халонен вновь настаивала на том, чтобы Россия отказалась от повышения экспортных пошлин на необработанную древесину. На двусторонней встрече с г-ном Медведевым г-н Ильвес призвал не допускать жестких заявлений в адрес друг друга. Российский президент, как рассказал журналистам источник в российской делегации, на это ответил, что сам он никогда не прибегал к жесткой риторике, зато неоднократно слышал нападки на Россию г-на Ильвеса. Атмосферу встречи помощник президента Сергей Приходько охарактеризовал так: «Бывают и более теплые встречи».
Тем не менее конгресс начал свою работу в умиротворенных тонах. Ханты и манси, как рассказал венгерский лидер, являются самыми близкими языковыми братьями венгров. «Для многих руководителей ЕС этот город (Ханты-Мансийск. --
Ред.) представляется городом северным, а условия -- экзотическими. Для нас же все наоборот, потому что мы тут как дома, поскольку мы находимся примерно на одной широте», -- добавила президент Финляндии.
Российский президент Дмитрий Медведев заявил, что «такие контакты позволяют лучше узнать о современной жизни друг друга, и это тем более важно с учетом имеющих место периодических политических спекуляций». И добавил, что «как правило, этим занимаются люди с самым поверхностным представлением о жизни финно-угров в нашей стране. И при этом скрываются реальные факты ускоренной ассимиляции в некоторых европейских странах».
После этого на сцену поднялся г-н Ильвес. Ему пришлось выступать на нетипичном для обсуждаемой языковой группы английском языке. Дело в том, что он прибыл в Ханты-Мансийск без переводчика. Среди российской делегации специалистов по эстонскому языку не нашлось.
Однако и на английском президенту Эстонии удалось повергнуть аудиторию в шок. «Многие финно-угорские народы еще не сделали выбор в пользу демократии и свободы», -- заявил он с трибуны. С учетом того, что за исключением трех вышеназванных государств все финно-угорские народы проживают на территории России, эти заявления при желании можно было считать чуть ли не призывами к изменению государственных границ.
Однако это было лишь начало. Российский президент вступать в полемику не стал. Вместо него это сделал глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. «Пусть и в очень закамуфлированном виде, но я почувствовал некие призывы к финно-угорским народам России задуматься о собственном самоопределении», -- заявил он вначале журналистам, а потом и с трибуны. В воскресенье, выступая на конгрессе, он назвал этническую политику руководства прибалтийской страны недобросовестной. «Нельзя решать проблемы таким образом, чтобы они срабатывали на обострение этнических конфликтов», -- заявил депутат, комментируя политику двойных стандартов Европарламента при поддержке эстонских властей в ситуациях с россиянами и представителями других наций.
Ответом ему стал массовый исход эстонской делегации из зала. По версии эстонской стороны, г-н Косачев «выступил с клеветнической речью в адрес Эстонии». «Из-за прозвучавшей клеветы Ильвес поднялся и вышел из зала под аплодисменты присутствовавших на конгрессе эстонцев», -- сообщает источник эстонского агентства Delfi.
Однако продолжавший стоять на сцене депутат произнес: «Ваши аплодисменты я расцениваю как поддержку отрицательной оценки недобросовестной политики отдельных государств финно-угорского мира. Задача конгресса -- реально помогать людям по тем проблемам, которые они ставят, и использовать мероприятие как поле для сотрудничества, а не разжигания конфликтов на национальной почве».
Так что адресность аплодисментов также осталась темой российско-эстонского спора, зато факт очередного ухудшения отношений между двумя странами выглядит бесспорным.