Странные и непрозрачные сделки в финансовой части группы «Газпром» продолжаются. Как известно, в октябре 2006 года концерн утратил контроль над советом пенсионного фонда «Газфонд», а с первого квартала прошлого перестал консолидировать его финансовые результаты в своей отчетности. Однако вчера главный бухгалтер Елена Васильева сообщила на брифинге, что на сегодняшний день «структура и количество мест наблюдательного совета («Газфонда». --
Ред.) не изменились, руководители газовой отрасли занимают большее число в его составе». При этом глава «Газпрома»
Алексей Миллер остается председателем совета, который он возглавил в начале 2007 года. Ряд источников «Времени новостей» говорит, что часть представителей группы банка «Россия», входивших в высший орган руководства «Газфонда», несколько месяцев назад покинули его.
Тем не менее это не значит, что «Газпром» возвращает себе контроль и над Газпромбанком, контрольный пакет которого «Газфонд» приобрел в течение прошлого года. По информации «Времени новостей», идет процесс подготовки к продаже акций банка стороннему приобретателю. И, судя по всему, с этим связан перевод 34% акций Газпромбанка с баланса УК «Лидер» в две дочерние компании -- ОАО «Газкон» и ОАО «Газ-сервис». Причем эти «дочки» выпустили на рынок конвертируемые облигации на сумму 30 млрд руб., которые были проданы неназванным инвесторам с солидным дисконтом -- за 22 млрд рублей.
Более того, вчера финансовый зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов открыто заявил, что сам концерн, все еще владеющий 41,7% акций банка, планирует в скором времени снизить свою долю до 25% плюс одна акция. По странному совпадению, если сложить пакет акций Газпромбанка, от которого газовый монополист собирается избавиться, с пакетом, заведенным на «Газкон» и «Газ-сервис», то получится контрольный пакет. Действия «Газпрома» в отношении банка и фонда г-н Круглов объяснил «последовательной политикой по продаже непрофильных активов». Однако так и не объяснил, почему они происходят в таком непрозрачном для акционеров концерна стиле.
Вопросы про «Газфонд» и Газпромбанк были вполне ожидаемы, но все равно несколько выбили г-на Круглова и г-жу Васильеву из колеи. «Газфонд» мы не консолидируем с первого квартала прошлого года, -- сказал глава финансового блока «Газпрома». -- Что касается Газпромбанка и СИБУРа (находится под контролем банка и продается команде менеджеров СИБУРа. --
Ред.), то мне сложно комментировать. Эти активы уже не находятся в нашем управлении. Скажу только, что мы последовательно избавляемся от непрофильных активов». Для верности он повторил эту мысль дважды.
На днях собрание акционеров Газпромбанка выбрало новый состав совета директоров, в котором «Газпром» лишился большинства. Вместо семи топ-менеджеров монополии туда вошло только пять, а шесть кресел получили представители менеджмента и банка «Россия». На сегодняшний день помимо «Газпрома», «Газкона» и «Газ-сервиса» акциями банка владеют сам «Газфонд» (7,1%), управляющая его активами компания «Лидер», входящая в группу банка «Россия» (8,57%) и «дочка» Газпромбанка ООО «Новфинтех» (8,27%).
«Газпром» выкупит 20% акций «Газпром нефти» у итальянской Eni. Г-н Круглов заявил вчера: «Срок у нас в соответствии с договором обозначен до апреля 2009 года, до этого срока опцион будет реализован. Стоимость этого пакета составит около 4 млрд долл.». Eni приобрела 20% акций «Газпром нефти» вместе с газовыми активами ЮКОСа на аукционе РФФИ. «Газпром» еще до объявления результатов торгов получил от итальянцев трехлетний опцион на выкуп этого пакета акций нефтяной компании, а также по 51% акций «Уренгойла» и «Арктикгаза». Контрольный пакет в газовых предприятиях оценивается примерно в 1 млрд долл. Глава департамента внешнеэкономических связей «Газпрома» Станислав Цыганков вчера подтвердил намерение реализовать этот опцион. А также сообщил, что концерн намерен закупать весь газ, который будет добываться на месторождениях «Уренгойла» и «Арктикгаза», в свой портфель.
ИНТЕРФАКС