|
|
N°113, 27 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кооперация с русскими
Глава немецких железных дорог рассчитывает на капитал РЖД
Председатель правления германского железнодорожного концерна Deutsche Bahn (DB) Хартмут Медорн рассказал на этой неделе о своем видении процесса приватизации компании. Как известно, федеральные власти планируют до осени подготовиться к продаже 49% перевозчика, которая займет 15 лет. «У меня не было бы возражений, если бы среди инвесторов DB оказались и «Российские железные дороги», -- заявил он. Как известно, глава РЖД Владимир Якунин не раз заявлял об интересе к акциям немецкого перевозчика. И из-за этого в политических кругах Германии разгорелась серьезная дискуссия. В феврале стало известно о том, что правительство страны еще в прошлом году начало готовить документ, согласно которому государство может запретить иностранцам приобретать свыше 25% активов стратегически важных компаний. Очевидно, что наряду с энергокомпаниями одно из первых мест в перечне таковых занимает Deutsche Bahn. Политику ограничения инвестирования со стороны иностранных госкомпаний в последнее время все более активно проводит и Еврокомиссия. В конце прошлого года Брюссель объявил о работе над соответствующими законодательными актами, которые ограничат доступ на рынки ЕС капитала из стран, не входящих в Евросоюз.
Нынешней весной наблюдательный совет Deutsche Bahn одобрил передачу доли пока еще полностью государственного концерна в частную собственность. Согласие на это дал и бундестаг. Сначала, на первом этапе, который ожидается грядущей осенью, предполагается разместить на бирже 24,9% акций Deutsche Bahn Mobility Logistics. В эту фирму входят предприятия концерна, связанные с производством либо логистикой. Реформа железных дорог в Германии предусматривает сохранение в собственности государства инфраструктурных компаний, владеющих и управляющих всем, что связано с полотном.
«Мы проинформировали русских о том, что приветствуем интерес с их стороны», -- сказал в среду г-н Медорн. По его словам, немецкий концерн тесно сотрудничает с россиянами на таком глобальном направлении, как сообщение с Китаем. И, как принято считать в самом немецком концерне, существенная доля надежд на будущее DB связана с «русским капиталом». По его словам, Deutsche Bahn «нацелен» прежде всего на «корпоративных акционеров» из Европы и Азии. Определенная квота, однако, выделяется и для частных инвесторов из Японии -- ожидается, что на этой неделе будет назван японский банк, которому будет поручен бизнес с этими бумагами. В специальной программе будут учтены опционы для сотрудников концерна, работающих в Германии. В США акции DB специально предлагаться не будут, но заинтересованные инвесторы из-за океана смогут приобрести активы через франкфуртскую или лондонскую биржи. В любом случае, отметил г-н Медорн, Deutsche Bahn намерен предоставить возможности для «солидных» инвестиций. И особо подчеркнул: «Для спекуляций мы непригодны».
Как и следовало ожидать, многие представители политических кругов отнеслись к подобной открытости г-на Медорна без особого энтузиазма. Христианско-демократический депутат бундестага Дирк Фишер сказал: «Я и в дальнейшем не буду считать хорошей идеей передачу акций Deutsche Bahn русским. За русским интересом могут скрываться политико-стратегические интересы». Впрочем, это не смутило главу германских железных дорог. «Деньги остаются деньгами, кто хочет инвестировать, тому добро пожаловать, -- возразил г-н Медорн. -- С российскими инвесторами проблем у меня нет. У DB и РЖД есть многочисленные кооперационные проекты. Страхи необоснованны. К тому же инвесторы не оказывают влияния на оперативный бизнес».
Впрочем, г-н Якунин в феврале говорил еженедельнику Spiegel: "Стратегия развития железнодорожного транспорта и наши собственные изыскания говорят о необходимости интеграции транспортных систем. С этой точки зрения взаимное проникновение способствовало бы усилению глобальной конкурентоспособности железнодорожного транспорта... С точки зрения актива и нашего участия все будет определяться стоимостью, условиями продажи и тем, насколько мы удачно интегрируем транспортные системы".
Срок выхода DB на биржу пока неясен, но возможно, это произойдет уже осенью. Главным препятствием для этого может стать ослабленный после кризиса рынок. Впрочем, руководители железнодорожного бизнеса в Германии настроены оптимистично. Член правления Deutsche Bahn, курирующий финансы, Дитхельм Закк убежден, что по всем признакам и экономическая, и политическая ситуация для скорого биржевого дебюта «очень хорошая».
Хартмут Медорн стал и фанатом российской сборной по футболу. Еще в начале недели он сообщил о своей уверенности, что в воскресенье в Вене в финальном матче немцы будут играть с русскими. Исход поединка будет 2:0, предсказал глава германских железных дорог. Правда, с его точки зрения, в пользу немцев.
Юрий ШПАКОВ, Берлин