Время новостей
     N°111, 25 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2008
«Аэрофлот» ищет замену SSJ
Компания не собирается штрафовать авиастроителей за задержку поставок самолетов
В связи с ожидаемой задержкой поставки региональных самолетов Sukhoi Superjet (SSJ), которые «Аэрофлот» планировал получить в ноябре 2008 года, авиакомпания рассматривает возможность прибегнуть к краткосрочному лизингу других самолетов сходного класса. Об этом вчера заявил журналистам генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов. Он не уточнил, какие самолеты, с его точки зрения, могут стать альтернативой SSJ. В то же время, по его словам, «Аэрофлот» пока не собирается поднимать вопрос о штрафных санкциях по отношению к компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) -- разработчику и производителю SSJ.

Контракт с ГСС «Аэрофлот» заключил в декабре 2005 года. Соглашение предусматривает поставку 30 самолетов SSJ-95 (самой крупной, 95-местной модификации SSJ), а также опцион еще на 30 таких же машин. Они должны были передаваться с ноября 2008 года по одному самолету в месяц. Ранее г-н Окулов заявлял, что SSJ уже включены в зимнее расписание 2008/09 года. «Аэрофлот» -- стартовый и крупнейший заказчик ГСС. Всего компания собрала пока 75 твердых заказов на SSJ, т.е. «Аэрофлот» обеспечивает ей 40% имеющихся заказов.

Перспективы исполнения контракта в срок улетучились после того, как ГСС не смогла поднять свое детище в первый испытательный полет летом 2007 года, как это первоначально намечалось. В конце концов первый полет состоялся в мае этого года. Соответственно сдвинулись все последующие этапы создания самолета, включая финальный -- серийное производство и поставку его заказчикам. ГСС официально не объявляла, на сколько именно задержится поставка. Вчера в пресс-службе ГСС «Времени новостей» пояснили, что задержка будет в пределах «льготного периода контракта, составляющего полгода». Валерий Окулов, очевидно, также надеется, что срок начала поступления SSJ в парк «Аэрофлота» не будет перенесен больше, чем на несколько месяцев. Во всяком случае, вчера он заявил, что вопрос о предъявлении штрафных санкций к производителю не рассматривается. "Мы заинтересованы не в получении штрафов, а в альтернативном решении. Нам нужны самолеты, которые надо будет найти", -- цитирует его ИТАР-ТАСС.

Поиск может потребовать значительных усилий и серьезного пересмотра летной программы, если она уже была сверстана под SSJ. Современного аналога этого самолета отечественный авиапром серийно не выпускает. Собственно, моральное старение самолетов Ту-134 и Як-42, которые заполняли нишу региональных перевозок со времен СССР, и побудило конструкторов приступить к работе над SSJ. Ведущие зарубежные производители региональных самолетов -- канадская фирма Bombardier и бразильская Embraer -- предлагают широкий выбор реактивных машин, ни одна из которых, однако, по размерности не совпадает с 95-местным SSJ.

Сегодня в России эксплуатируется только одна реактивная региональная машина производства Bombardier -- 50-местная CRJ-100. Авиакомпания «Руслайн» возит на ней пассажиров из московского аэропорта Внуково в города Поволжья и Урала. В СНГ такие же машины есть еще у национальных авиакомпаний Белоруссии и Армении (по одной). Надо сказать, что хотя CRJ-100 и пользуются популярностью на мировом рынке, но все же представляют собой вчерашнее слово техники. Bombardier их уже не выпускает, она перешла на более современные модели этой же серии -- CRJ-700 (64--75 пассажиров) и CRJ-900 (86--90 пассажиров). Однако и они несколько меньше того самолета, который «Аэрофлот» рассчитывает получить в лице SSJ.

Что касается Embraer, его реактивные коммерческие самолеты на российский рынок пока не проникли. В 2006 году ГТК «Россия» рассматривала возможность приобрести пару Embraer-170 (70--80 кресел), но в итоге отказалась от этой идеи. Бразильская фирма выпускает в региональном классе два семейства Embraer-170/175 (70--86 пассажиров) и Embraer-190/195 (106--118 пассажиров). Одно из них «мельче», а другое -- крупнее, чем SSJ.

Михаил КУКУШКИН