Скандал вокруг выходящей в понедельник книги, призванной
разоблачить основателя независимого профсоюза «Солидарность» и экс-президента Польши Леха Валенсу в его сотрудничестве со спецслужбами коммунистической Польши, близится к апогею. К начавшейся публикации обширных фрагментов из подготовленной польским Институтом национальной памяти (ИНП) книги «СБ и Лех Валенса. Дополнение к биографии» добавился документальный фильм «СС «Болек» (аббревиатуры в названиях расшифровываются как «служба безопасности» и «секретный сотрудник»).
Скандальный фильм в срочном порядке, изменив сетку вещания, показал первый канал всепольского телевидения. Большую часть экранного времени занимает беседа ведущего с двумя историками ИНП и авторами скандальной книги -- Славомиром Ценцкевичем и Петром Гонтарчиком. Но в фильме также звучат высказывания двух свидетелей -- бывшего сотрудника службы безопасности и работавшего в 1970-е годы на судоверфи в Гданьске судостроителя. Оба дают понять, что Валенса был информатором.
Накануне показа экс-президент Валенса, а именно он фигурирует под псевдонимом «Болек», потребовал от председателя Польского ТВ Анджея Урбаньского не пускать фильм в эфир, поскольку из картины следует ложное обвинение в сотрудничестве антикоммунистического профсоюзного вожака с коммунистической службой безопасности. Теперь Валенса будет добиваться через суд компенсации за моральный ущерб в размере 10 млн долл., которые он намерен направить на «общественные нужды». Еще одним ответчиком станет председатель ИНП Януш Куртыка.
Польские СМИ тем временем смакуют все новые подробности из книги. Одна из них -- версия о том, что оригиналы досье «Болека» хранятся в Москве. Когда в российскую столицу в мае 1992 года прибыл президент Польши Лех Валенса, произошла заминка с подписанием российско-польского договора. Причиной тому, напоминает пресса, стали разногласия между президентом и премьером Яном Ольшевским, который настаивал, чтобы поляки проявили больше твердости. «Мягкая» же позиция Валенсы трактуется Ценцкевичем и Гонтарчиком как проявление «страха» президента перед осведомленностью Москвы о его работе в качестве сексота. В рапортах польской контрразведки того времени они нашли записки, якобы свидетельствующие о наличии в России документов, подготовленных «Болеком». «У графологов не было бы хлопот с подтверждением их подлинности», -- заверяют авторы книги.
Среди многих персонажей, которых Ценцкевич и Гонтарчик призывают в свидетели, назван сбежавший на Запад бывший сотрудник КГБ Василий Митрохин, передавший британской разведке копии секретных архивных документов. В написанной им книге есть фрагмент, говорящий, что в Москве имеются документы на тему сотрудничества Валенсы со спецслужбами. Впрочем, сам г-н Митрохин вряд ли поможет раскрыть тайну -- он скончался в Лондоне в 2004 году.
Премьер-министр Дональд Туск назвал вчера спор вокруг Валенсы не только делом историков, но и «невероятно горячей политической дискуссией». Он подчеркнул, что проблема сегодня в таких политиках, как братья Качиньские, которые сознательно или невольно дают заказ на интерпретацию своей теории. Премьер считает очень опасной затеей намерение некоторых оппонентов Валенсы представить все события в Польше в 1980-е годы задумкой КГБ.