Совет Федерации на заседании в среду ужесточил запрет на партийную деятельность в своих стенах. В верхней палате парламента и раньше нельзя было создавать партийные фракции. А теперь сенаторам запрещается «организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий». Кроме того, теперь спикер сената, лидер "Справедливой России" будет лично утверждать смету расходов Совета Федерации. Раньше это делали сенаторы голосованием.
Эти поправки вызвали возражения у некоторых членов палаты. Например, представитель Красноярского края Вячеслав Новиков высказал мнение, что данная норма может привести к абсурдным ситуациям. В ответ председатель комиссии Совета Федерации по регламенту Николай Тулаев призвал «не искать блох» в изменении регламента. «Партийная деятельность сенаторов этими изменениями в регламент не запрещается, что касается нормы по передаче спикеру Совета Федерации права на утверждение сметы расходов, то за нее высказалось подавляющее большинство сенаторов», -- сказал он.
Г-н Тулаев отметил, что работа Совета Федерации и раньше строилась не по партийно-фракционным принципам, а по региональному представительству. Но во время последней избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную думу многие средства массовой информации обвиняли сенаторов в политической ангажированности.
Однако вряд ли поправки в регламент Совета Федерации были приняты с целью обелить сенаторов в глазах журналистского сообщества. Больше всего это похоже на отголоски предвыборной борьбы между «Единой Россией» и «Справедливой Россией». Эта борьба особенно накалилась в конце зимы прошлого года, когда спикер Госдумы Борис Грызлов, возглавлявший тогда единороссов,
даже стал угрожать председателю Совета Федерации, лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову изгнанием с должности. Ведь лидер «Справедливой России»
был избран сенатором законодательным собранием Санкт-Петербурга, где большинство голосов принадлежит единороссам. И формально им было решать, стоит ли повторно доверить г-ну Миронову представительство в верхней палате от северной столицы. Борис Грызлов тогда говорил, что у него нет больше сил терпеть выпады против своей партии со стороны коллеги из Совета Федерации. Однако г-н Миронов остался на своем месте, и это неудивительно: все участники дискуссии прекрасно понимали, что подобное решение по большому счету может принять только президент. Но неприятный осадок у спикера Совета Федерации, видимо, остался.
«У нас парадокс: вроде у нас по Конституции разделение властей, а спикеры обеих палат входят в номенклатуру Кремля, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. -- После выборов в парламент много говорили о том, что спикера Совета Федерации заменят на единоросса. Но ничего такого не произошло, Миронов твердо сидит в своем кресле, и я не вижу у него никаких серьезных аппаратных проблем. Сейчас он активизировался, хочет как-то решить эту абсурдную проблему, когда, будучи лидером «Справедливой России», он возглавляет Совет Федерации, где большинство сенаторов -- представители «Единой России» (сейчас в верхней палате парламента заседают 110 единороссов, 12 справедливороссов, еще меньше коммунистов и беспартийных. -
- Ред.). Для «Единой России» поправки в регламент Совета Федерации не будут серьезным ударом, потому что она доминирует в Государственной думе, которая реально является основным нашим законодательным органом. Значение же Совета Федерации уменьшилось по сравнению с 90-ми годами, когда это был клуб региональных элит. Но Сергей Миронов продемонстрировал, что «Справедливая Россия» существует, а сам он продолжает самостоятельную игру и контролирует Совет Федерации. А Кремль ему вполне доверяет и не собирается его менять».