Сегодня утром вступило в силу заключенное при посредничестве Египта соглашение о перемирии между Израилем и палестинским движением исламского сопротивления ХАМАС. Распространяется оно только на сектор Газа. Правительство Израиля одобрило прекращение огня после возвращения во вторник из Каира помощника министра обороны Амоса Гилада, встречавшегося там с главным переговорщиком ХАМАС Махмудом аз-Заххаром.
Израильские власти говорят, что соглашение не означает признания еврейским государством «террористического движения ХАМАС» и
силового захвата им в июне прошлого года власти в Газе у Палестинской национальной администрации (ПНА). А руководство ХАМАС, подтвердив, что «тахдия (успокоение) сроком на шесть месяцев начинается 19 июня», подчеркнуло: «Мы будем придерживаться установленных Египтом правил, но оставляем за собой право ответить на любую агрессию Израиля».
По соглашению все палестинские группировки в Газе прекращают боевые действия против Израиля, включая ракетные обстрелы. Израильская армия тоже прекращает все операции против боевиков. Если они не нарушат перемирия, то сегодня же начнется снятие израильской блокады -- открытие торговых терминалов и пропускных пунктов на границах сектора. Переговоры об открытии главного из них -- КПП «Рафах» на границе с Египтом -- начнутся в ближайшие две недели с участием представителей Израиля, ПНА, ХАМАС и Евросоюза.
В Израиле и Египте связывают открытие «Рафаха» с освобождением захваченного палестинскими группировками в Газе летом 2006 года израильского капрала Гилада Шалита. Правительство Израиля считает, что соглашение включает решение этого вопроса. Но глава политбюро ХАМАС Халед Машаль заявил вчера в Дамаске, что «Шалита освободят лишь в обмен на палестинских узников в Израиле, чьи имена названы в переданном Египту списке». Египтяне говорят, что имен этих несколько сотен (в мае Израиль отказался выпустить около 70 заключенных из этого списка, пояснив, что все они «террористы с израильской кровью на руках»). «Враг пытался объединить проблему Шалита с темой перемирия, но мы отклонили этот вариант. Враг проиграл, раунд остался за нами», -- заключил Машаль.
Аз-Заххар тоже считает перемирие «победой сопротивления и провалом блокады Газы», которые «дали палестинским организациям полугодовую передышку, в которую они вступают объединенными». Однако союзники ХАМАС -- группировки «Исламский джихад» и «Комитеты народного сопротивления» -- уже выразили недовольство соглашением, «дающим передышку сионистскому врагу». Да и сам аз-Заххар сказал, что о полном отказе от деятельности «Бригад мучеников Иззеддина аль-Кассама», боевого крыла ХАМАС, речи нет: «Мы на Израиль не надеемся, но посмотрим, что будет».
Министр обороны Израиля Эхуд Барак назвал перемирие «серьезным экзаменом для палестинцев». Начальник израильского генштаба Габи Ашкенази уверен, что «соглашение будет вскоре сорвано». Вчера генерал сообщил кнессету о готовности военных в любой момент начать крупномасштабную операцию в Газе, так как «все предыдущие перемирия заканчивалось, когда это было выгодно террористам, пополнившим свои ряды и арсеналы». На соглашение ополчилась не только правая оппозиция, но и министр от правящей партии «Кадима» Хаим Рамон. Вчера подвергавшиеся ракетным обстрелам боевиков жители прилегающей к Газе области Западный Негев отозвались на перемирие угрозой создать независимое от Израиля «Государство Западный Негев».
Президент Центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин назвал соглашение Израиля и ХАМАС «первым признаком некоторого улучшения в регионе». «Израильтяне вынуждены учитывать политические реалии, в том числе давление извне. Постоянное взаимное пикирование носит тупиковый характер, да и надежды на то, что удастся удушить ХАМАС блокадой или народ против него восстанет, не оправдались», -- сказал собеседник «Времени новостей». По мнению эксперта, перемирие «вряд ли стоит рассматривать как победу одной из сторон или тактический маневр», хотя вполне возможны нарушения соглашения «со стороны, к примеру, неконтролируемых палестинских группировок». «Но израильтянам придется с этим смириться и быть готовыми к тому, что всегда найдется сила, заинтересованная в срыве соглашения, тогда как интересы Израиля и ХАМАС в том, чтобы его реализовать, что открывает путь к продолжению мирного процесса», -- уверен Виталий Наумкин.
Соглашением с ХАМАС попытки Израиля наладить отношения с соседями не ограничиваются. Вчера пресс-служба президента Франции не исключила вероятности встречи премьера Израиля Эхуда Ольмерта и президента Сирии Башара Асада в присутствии президента Николя Саркози на саммите Средиземноморского союза в Париже 13 июля. Вчера же МИД еврейского государства заявил о заинтересованности Израиля в «прямых переговорах о мире» с Ливаном, отметив готовность «обсуждать любой вопрос, являющийся поводом для разногласий, включая территориальный».