Экспортная выручка «Газпрома» в этом году по сравнению с результатами 2007-го увеличится более чем в полтора раза, на 25 млрд долл. Как сообщил вчера на брифинге зампред правления концерна по внешнеэкономической деятельности Александр Медведев, общие валютные поступления от продаж прогнозируются на уровне 71,6 млрд долл., из них 64 млрд долл. «Газпром» выручит в дальнем зарубежье. Главной причиной очередного рекорда является средняя цена газа при поставках в ЕС и Турцию, которая превысит 402 долл. за тыс. кубометров (хотя свой бюджет концерн рассчитывал, исходя из 310 долл.). Сыграл свою роль и объем поставок. «Газпром экспорт» планирует продать в Европу 163 млрд кубометров газпромовского топлива и 3,8 млрд кубометров газа других производителей, что на 13,5 млрд кубометров больше прошлогоднего показателя.
Растущие доходы от поставок газа в Европу позволяют российскому монополисту планировать огромные средства (30--35 млрд долл. в год в ближайшей перспективе) на капитальные вложения. В то же время политика европейских властей по ограничению зависимости от российского газа приводит к явной пробуксовке многих газпромовских проектов и является одним из самых главных рисков для развития экспортного бизнеса «Газпрома». «Мы не хотим зависеть только от одного поставщика или группы поставщиков. Поэтому мы настаиваем: необходимо диверсифицировать источники энергии, -- заявил в опубликованном вчера интервью итальянской Corriere della Sera глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. -- Но, с другой стороны, мы не хотим противостоять какой-то одной стране или какой-то отдельно взятой компании, мы лишь защищаем европейские интересы». Тем не менее такое противостояние налицо, и в «Газпроме», судя по всему, чувствуют его все сильнее и сильнее. Даже несмотря на то, что «третий энергетический пакет» (законодательные инициативы, предложенные Еврокомиссией в сентябре прошлого года), который помимо требования разделения вертикально интегрированных концернов содержит и ярко выраженную «антигазпромовскую» инициативу, пока продолжает обсуждаться.
Сохраняется напряженность вокруг главного на сегодняшний день инфраструктурного проекта «Газпрома» по поставкам газа в Европу - «Северного потока». Как уже сообщалось, 4 июня комитет акционеров компании-оператора Nord Stream все же одобрил предложенный менеджментом план мероприятий по вводу трубы в третьем квартале 2011 года. Но из-за проблем с получением согласований на строительство трубы прежде всего со стороны Швеции пришлось отсрочить начало стройки на 2010 год. Впрочем, никаких гарантий того, что за полтора оставшихся года удастся пройти все необходимые бюрократические процедуры, нет. А значит, отсрочки еще возможны и соответственно грозят «Газпрому» санкциями за невыполнение обязательств перед покупателями в Западной Европе. В беседе с журналистами в кулуарах празднования 35-летия поставок российского газа в Германию в Лейпциге Александр Медведев выразил мнение, что Еврокомиссия недостаточно активно поддерживает проект «Северный поток», хотя еще в 2003 году присвоила ему статус трансъевропейской энергетической сети (TEN-E).
Не все гладко идет и с газопроводом OPAL в Германии, который Wingas (80%) и E.ON Ruhrgas (20%) должны ввести к 2011 году для приема газа из первой нитки «Северного потока». Контрольный пакет Wingas принадлежит немецкой Wintershall, 50% минус одна акция «Газпрому». Как рассказал на прошлой неделе глава компании Wingas Transport Инго Нойберт, его компания еще не смогла получить от немецкого регулятора права исключения проекта OPAL из-под действия европейских правил о свободном доступе третьих поставщиков к мощностям газопровода. Он не стал пояснять, на какой именно объем Wingas собирается получить исключение (все 38 млрд кубометров или только на часть). Но, по его мнению, нет никаких оснований отказывать OPAL, который проектируется под поставки из «Северного потока» и в обозримой перспективе не может иметь альтернативных поставщиков. Тем более что уже три подобных газопровода в Европе были выведены из-под действия правил либерализованного рынка транспортных мощностей (труба BBL из Нидерландов в Великобританию, а также проектируемые Nabucco из Турции в Австрию и Poseidon из Греции в Италию).
Заметные сложности испытывают и планы «Газпрома» и его европейских партнеров по инвестированию в развитие системы подземных хранилищ. Как известно, «Газпрому» пришлось отказаться от планов строить ПХГ в Бельгии совместно с Fluxys, а совместному предприятию Wingas и Gazprom Germania начать заново процедуру согласований по реализации проекта ПХГ на базе месторождения «Солтфлитби» в Великобритании. Однако, как рассказал в Лейпциге г-н Медведев, определенные проблемы возникли и со второй фазой ПХГ «Хайдах» в Австрии. В 2007 году «Газпром экспорт», Wingas и австрийская RAG ввели первую очередь хранилища емкостью 1,2 млрд кубометров в год. Тогда же было объявлено о намерении расширить его мощность вдвое к 2011 году, за счет реализации второй фазы инвестиций. Однако, по словам зампреда правления «Газпрома», партнеры столкнулись с «непонятной позицией» австрийских властей, которые настаивают на свободном доступе к ПХГ других поставщиков. «Газпром» и Wingas, естественно, заинтересованы вкладывать деньги только при условии гарантий долгосрочного резервирования за ними мощностей хранилища. Г-н Медведев отметил, что действия регулятора привели к тому, что принятие решения об инвестициях во вторую фазу «Хайдаха» на сегодняшний день приостановлено.
Характерно, что даже если удастся договориться об исключении этих проектов из правил либерализованного рынка с национальными властями, останется необходимость согласия со стороны Брюсселя. В условиях напряженности отношений с «Газпромом» дождаться его будет очень не просто.
Поэтому руководители российского концерна сейчас используют любую возможность, чтобы подчеркнуть взаимный характер зависимости России и Европы, облекая свои мысли во все новые яркие метафоры. На прошлой неделе во французском Довиле председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер призывал единомышленников в ЕС совместно убеждать чиновников в Брюсселе «не рубить сук», на котором они сидят. На праздновании 35-летия поставок российского газа в Германии в Лейпциге он же подчеркнул, «что не может быть надежности для потребителей газа без надежности спроса для газодобытчиков». «Это две стороны одной медали. Ни одна формула энергетической безопасности не будет эффективной, если она не стимулирует добычу и транспортировку газа», -- говорил он. Вчера на брифинге г-н Медведев предложил еще одну трактовку ситуации: «Зачем говорить о зависимости Европы от российского газа? Так можно дойти до того, чтобы заявить: давайте сбросим европейскую денежную удавку с «Газпрома» и России». По его словам, не стоит забывать, что «у трубы два конца». При этом на традиционный вопрос о росте цен на газ г-н Медведев терпеливо объяснил, что «Газпром» не устанавливает цен и не имеет никакого отношения к их росту. Более того, зампред правления напомнил, что в ряде стран до 45% цены газа для конечных потребителей составляют налоги и «сейчас в Европе идет дискуссия -- правильно ли заставлять потребителей платить не только за газ, но и за бюджетные проблемы своих государств».