Время новостей
     N°107, 19 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2008
Рабочая слабость
Петербург и Ленинградская область промахнулись с квотами на гастарбайтеров в условиях дефицита кадров
Поток легальных гастарбайтеров в Петербург и Ленинградскую область прекращен. В этих регионах закончились квоты на выдачу иностранцам разрешений на работу. Больше всего от этого пострадают предприятия фастфуд и высокотехнологичные компании.

Согласно утвержденной правительством России и Министерством здравоохранения и социального развития квоте в этом году в северную столицу могли приехать 130,8 тыс. гастарбайтеров, в Ленинградскую область -- 15 тыс. Петербург еще может принять около 13 тыс. зарубежных работников, кроме таких специальностей, как подсобный рабочий, водитель, повар, продавцы (во всех отраслях). Ленинградская область полностью выбрала выделенную ей квоту. В результате тысячи предприятий региона испытывают дефицит в рабочей силе.

Предприниматели возлагают всю вину на региональные власти. Дело в том, что по существующему законодательству квота почти на сто процентов определяется работодателями, которые заблаговременно должны подавать заявки в управления занятости населения своих субъектов федерации. Которые в свою очередь перенаправляют их в Федеральную миграционную службу. Но чиновники, с точки зрения бизнесменов, не предусмотрели тот факт, что сотен компаний в 2007 году просто не было, они находились в процессе регистрации и соответственно не могли ничего требовать. А открывшись в этом году, столкнулись с нехваткой рабочей силы.

Только по крупным проектам, находящимся в стадии реализации в Ленинградской области, -- строительству портового комплекса Усть-Луга, созданию вагоностроительного завода в Тихвине, возведению атомной станции ЛАЭС-2 и другим -- дефицит кадров составляет не менее 600 тыс. человек.

Но, по словам вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, чиновники в досрочном исчерпании квоты на гастарбайтеров при нехватке рабочих рук не виноваты. Во-первых, по федеральному законодательству региональные управления занятости не имеют права сами распределять иностранцев по предприятиям. И соответственно не могут закладывать в заявки на рабочую силу никаких бонусов. А во-вторых, до сих пор квота на гастарбайтеров никогда не выбиралась полностью. Руководители вышеперечисленных компаний привлекали рабочих из других регионов страны. Поскольку в прошлом году из заявленных 11 тыс. человек в регион приехали от силы 50%, в нынешнем чиновники не решились намного увеличивать эту цифру. А в Петербург в прошлом году из 260 тыс. заявленных гастарбайтеров приехали только 45 тыс. Поэтому в 2008 году из-за невостребованности квота легальных мигрантов была сокращена до 130 тыс. гастарбайтеров, которых сейчас уже городу не хватает.

По мнению экспертов, конкретной вины чиновников или предпринимателей в нынешней ситуации действительно нет. Ведь в прошлом году миграционное законодательство было изменено. До этого было проще завезти в регион нелегалов, чем возиться с оформлением документов. В этом году для недобросовестных компаний ситуация усложнилась -- мигрантов стало труднее переправлять через границу. Соответственно квот и не хватило. Но, несмотря на это, по данным региональных управлений занятости, в Ленинградской области до сих пор трудятся по крайней мере 100 тыс. нелегальных мигрантов, а в Петербурге -- более полумиллиона незарегистрированных гастарбайтеров.

По словам начальника управления занятости Ленинградской области Владимира Рожкова, дефицит рабочих кадров может быть удовлетворен одними местными жителями. Это раньше считалось, что гастарбайтеров везут, потому что им можно меньше платить. Но, по словам г-на Рожкова, в последние годы ситуация изменилась. Сейчас официально работающие в Ленинградской области иностранцы получают зарплату от 15 до 25 тыс. руб. в месяц, а это в два-три раза больше, чем в среднем зарабатывают местные жители. По мнению чиновника, нет оснований полагать, что и нелегалы получают существенно меньше.

Как рассказали "Времени новостей" в совхозе "Петровский" Приозерского района Ленинградской области, они нанимают гастарбайтеров, потому что те надежнее, чем местные жители. Мигранты берутся за любую работу, они исполнительны и дисциплинированны. У местных жителей другое отношение к работе. Бывший тракторист ни за что не пойдет пасти коров. Он лучше будет сидеть дома и пить горькую. Но, по мнению специалистов управления занятости, это не гордость, а оправдание лени. В деревнях люди долгие годы сидели без работы, спились и привыкли ничего не делать. Г-н Рожков заявил, что сейчас правительство Ленобласти рассматривает вопрос о введении компенсаций тем предприятиям, которые потратятся на лечение работников из местных жителей от алкоголизма.

Сейчас правительство России рассматривает возможность предоставления дополнительных квот тем регионам, которые страдают от нехватки рабочей силы. Дополнительные квоты на гастарбайтеров запросили Москва, Петербург и Ленинградская область. Но, по мнению вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, такие преференции не спасут ситуацию. Просто в стране нет полной картины рынка труда. А появится она, когда управлениям занятости населения дадут возможность вносить дополнения в заявки на квоты, а также когда мигрантов на работу в Россию смогут привлекать кадровые агентства (соответствующий законопроект будет рассматриваться в Государственной думе РФ осенью). Тогда чиновники и частные кадровики внутри региона смогут собрать необходимые сведения и заказать миграционщикам объективное число гастарбайтеров.




На 2008 год официальное количество иностранных работников в целом по России превысило 1,8 млн человек: 672 тыс. 304 работают по приглашениям на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, 1 млн 155 тыс. 941 -- посредством выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы. При этом, по самым скромным подсчетам, количество нелегально работающих мигрантов в России достигает 5 миллионов.

Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Миграционная политика