Московский городской суд отменил решение Хамовнического суда, который за пять дней до этого
отказался рассмотреть иск о реабилитации жертв катынской трагедии. Вынесенный вчера вердикт высшей судебной инстанции Москвы дал повод для осторожного оптимизма правозащитникам и адвокатам родственников польских граждан, убитых в Смоленской области весной 1940 года. Потомки офицеров и гражданских лиц, расстрелянных сотрудниками НКВД в катынском лесу, надеются на то, что российская сторона возобновит уголовное дело, которое было приостановлено в связи с тем, что ни одного из истцов Хамовнический суд не счел потерпевшим.
«Мосгорсуд направил жалобу на стадию досудебной подготовки, соответственно теперь ее примут и будут рассматривать по существу. Мы надеялись на то, что суд более разумно подойдет к рассмотрению этого дела, и наши ожидания оправдались», -- заявила в интервью радиостанции «Эхо Москвы» адвокат Анна Ставицкая, представляющая интересы родственников десяти жертв Катыни (всего же, как признала Главная военная прокуратура РФ, документально установлен факт гибели 1803 интернированных польских офицеров).
Г-жа Ставицкая напомнила, что она обратилась в Хамовнический суд с целью опротестовать отказ военной прокуратуры рассмотреть вопрос о реабилитации. Тогда судьи отказались принять жалобу, мотивировав это тем, что в суд должны обращаться лишь те граждане, чьи права непосредственно нарушены. «Если это не родственники расстрелянных, то остается предположить, что судья имел в виду самих погибших офицеров», -- заметила Ставицкая в беседе с журналистами.
Иск о реабилитации, возвращенный Мосгорсудом на рассмотрение в суд первой инстанции, -- лишь одно из двух «катынских» дел, которые ведет адвокат. Г-жа Ставицкая также пытается обжаловать через суд решение о прекращении уголовного дела, которое было прекращено Главной военной прокуратурой 21 сентября 2004 года на основании ст. 24 УПК -- «в связи со смертью виновных».
«В целом представители родственников жертв выдвигали три требования: реабилитация жертв Катыни, отмена вынесенного решения о прекращении уголовного дела и признание пострадавшими родственников расстрелянных», -- пояснил «Времени новостей» Арсений Рогинский, председатель правления общества «Мемориал» -- организации, проводившей собственное расследование катынских событий, и также пытавшейся через суд оспорить решение ГВП. «Что касается двух требований из трех, то Мосгорсуд несколько дней назад отказал в пересмотре решения о прекращении уголовного дела и признании родственников пострадавшими, -- сообщил г-н Рогинский. -- Это решение судьи аргументировали тем, что обжаловать действия ГВП можно только в военном суде».
Кроме того, родственники погибших по-прежнему лишены права доступа к материалам дела. Напомним, что ГВП отказалась предоставить в суд эти документы, поскольку 116 из 183 томов дела помечены грифами «секретно» и «совершенно секретно»
(см. «Время новостей» от 23 мая). В категорию секретных материалов попало и постановление о прекращении расследования -- таким образом, остались в тайне и перечисленные в нем имена виновных, в связи со смертью которых дело было прекращено. «Никакие подробности и неизвестные ранее детали катынского преступления, выявившиеся в результате расследования, также не были обнародованы», -- подчеркивается в письме, которое руководство «Мемориала» направило в марте нынешнего года генпрокурору Юрию Чайке.
«Впрочем, то, что Московский городской суд заставил нижестоящую инстанцию вернуться к одному из пунктов оспариваемого дела, дает повод для некоторого оптимизма», -- замечает Арсений Рогинский. По словам правозащитника, когда в прошлом году юристы «Мемориала» обратились в Мосгорсуд с кассационной жалобой на аналогичное решение того же Хамовнического суда, ответ был прямо противоположным. «Тогда нам отказали, подтвердив, что Хамовнический суд был «прав», -- свидетельствует Рогинский. -- Замечу, что когда мы обращались в Московский горсуд, нас мурыжили несколько месяцев, прежде чем суд вынес свое решение, а теперь вердикт был вынесен очень быстро, в течение трех недель, и вдобавок это решение было удовлетворительным».
То, что «катынское дело» сдвинулось с мертвой точки, может быть связано
с некоторыми изменениями политической конъюнктуры, предполагают правозащитники. Так, предложенная «Мемориалом» и «Горбачев-фондом» идея увековечения памяти жертв сталинских репрессий, нашла поддержку у спикера Госдумы Бориса Грызлова. Однако, как опасается Арсений Рогинский, на практике расследование дела может вновь утонуть в судебной казуистике. «Нет никаких гарантий того, что тот суд, который неоднократно рассматривал и наши заявления, и заявления г-жи Ставицкой, будет рассматривать это дело в серьезном правовом смысле, -- полагает правозащитник. -- Во всяком случае ранее эти судьи совершенно очевидно не обнаруживали подобного желания».