|
|
N°103, 11 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Малолетние жертвы европейской клубники
В Евросоюзе сотни тысяч детей теряют родителей из-за денег
Сегодня начинается визит в Италию президента США Джорджа Буша. Поскольку американские лидеры очень любят указывать другим странам на их недоработки в области защиты прав человека, то не исключено, что итальянские собеседники услышат от гостя нелицеприятные слова по поводу соблюдения прав мигрантов. На днях правозащитная организация «Международная амнистия» раскритиковала одобренный правительством Италии проект закона об иммиграции, предусматривающий жесткие меры, включая тюремное заключение, для тех иностранцев, которые находятся в стране нелегально.
Отношения местного населения и чужаков становятся все более напряженными -- в мае хулиганы совершили нападения на лагеря, где проживают цыгане из Румынии и других балканских стран. Многие итальянцы считают нелегальную иммиграцию причиной роста преступности. Статистика подтверждает, что большинство краж, изнасилований и убийств совершают иммигранты.
Стремление обуздать потоки нелегалов растет и на уровне Евросоюза. 5 июня главы МВД стран ЕС договорились об устрожении общеевропейских норм с целью скорейшей экстрадиции незаконных мигрантов. Проект директивы будут обсуждать в конце июня на сессии Европарламента в Страсбурге.
Ухудшение отношения к мигрантам больно бьет по тем странам, чьи граждане массами уезжают на заработки в богатые края. Никто не возьмется сказать точно, сколько жителей Румынии, вошедшей в Евросоюз в январе 2007 года, работают ныне в других странах ЕС. Считается, что их на 22-миллионную страну примерно два-три миллиона. Уехавших часто называют «кэпшунариями» («клубничниками») -- значительная их часть работает на клубничных плантациях Испании. Официально там числятся 506 тыс. человек, в сезон они зарабатывают по 90 евро в день. В Италии румын около миллиона.
В прошлом году румыны перевели домой более семи миллиардов заработанных евро (ВВП Румынии в 2007 году составил 110 млрд евро). Большинство румынских гастарбайтеров говорят, что заработки позволяют им обеспечить будущее детей и построить себе жилье. В богатых странах ЕС зарплата в строительстве составляет 1700 евро в месяц. Медсестры или профессиональные водители получают по 2000 евро, сиделки -- по 1000. В Румынии за ту же работу платят не более 300 евро в месяц.
Помимо неприязни со стороны населения богатых стран еще большая беда ждет гастарбайтеров дома. «Кэпшунарии» покидают своих детей, оставляя их, как правило, на попечении родных. Румынское национальное агентство по защите прав ребенка оценивает число таких «временных сирот» в 82 тыс. Исследование ЮНИСЕФ (фонда ООН по помощи детям в чрезвычайных ситуациях) говорит о 350 тыс. румынских детей, у которых хотя бы один родитель -- мигрант. Лишь 7% родителей извещают власти об отъезде, поскольку закон их к этому не обязывает. Больше половины оставленных детей живут в сельской местности.
По данным социологов, временно покинутые дети хуже учатся, пропускают много занятий, многие связываются с преступными группами, попадаются на воровстве. Такие подростки чаще подвержены подавленному настроению, среди них более высок процент самоубийств, они чаще становятся жертвами насилия. 13-летнего Лауренция Ифтоде из Галаца едва не убил удар ножом в живот, который нанес его приятель и сверстник Александру Молотак. У одного родители работают в Ирландии, у другого -- в Италии. 16-летняя девочка из города Ботошани, выросшая в приюте для детей уехавших родителей, замешана в деле о проституции - она поддерживала сексуальные отношения с четырьмя полицейскими. Специалисты бьют тревогу -- государство должно больше заботиться об обездоленных детях, иметь четкую стратегию защиты их интересов за те миллиарды евро, которые привозят в страну их родители.
Один из руководителей национального агентства по защите прав ребенка Елена Тудор считает необходимым «активизировать роль местных общин -- от мэрий до родственников и соседей детей». Закон обязывает местные власти выявлять детей, покинутых «кэпшунариями», и сообщать о них властям. Сотни детей, которых уехавшие родители попросту бросили, содержатся в специальных приютах. Декан философского факультета Ясского университета Нику Гаврилуц указывает и на то, что «у детей, которые остались дома с дедушками-бабушками или с одним из родителей, детство становится ущербным»: «В плане воспитания появляются серьезные пробелы, потому что растущий ребенок нуждается в обоих родителях, а не только в одном».
Вячеслав САМОШКИН, Бухарест