|
|
N°102, 10 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стоп-сигнал
Столкновение фаворитов сезона вывело Роберта Кубицу в лидеры
Гран-при Канады, состоявшийся в воскресенье, подарил чемпионату мира -- автогонкам в классе «Формула-1» нового лидера -- им стал 23-летний польский гонщик Роберт Кубица, одержавший в Монреале свою первую победу. Эта победа стала первой и для его команды «БМВ-Заубер». Причем вторым гонку завершил еще один пилот немецко-швейцарской конюшни Ник Хайдфельд, а замкнул тройку призеров ветеран Дэвид Култхард из «Ред Булл».
После интереснейшей гонки в Монако представить что-нибудь более захватывающее было сложно. Тем более на сухой трассе. Но в этом сезоне, похоже, нам скучать не придется даже в отсутствие дождя. Уже после тренировок все пилоты дружно заявили, что состояние асфальта автодрома имени Жиля Вильнева не выдерживает никакой критики и что управлять машиной в быстрых поворотах практически невозможно. В квалификации мучения гонщиков продолжились, и некоторым из них пришлось закончить заезды досрочно. Особое нарекание вызывал участок в 10-м повороте, так что организатором срочно пришлось в ночь перед гонкой подлатать изрядно раскрошенное полотно. Однако ни изрядное количество грязи, ни плохое качество асфальта не помешали Льюису Хамильтону выиграть поул. Разница между временем англичанина и результатом Кими Райкконена составляла почти секунду, что в придачу с шестым местом Фелипе Массы заставило задуматься о нынешней форме «Феррари» и перспективах итальянской команды в чемпионате.
Свежеиспеченный герой Монако Хамильтон словно бы продолжал победный заезд двухнедельной давности. Старт обошелся без происшествий, и первую дюжину кругов гонщики провели довольно спокойно, словно приспосабливаясь к треку. И вот когда, казалось бы, все подобрали нужный стиль, возникли проблемы у Адриана Сутиля. Немец не стал долго размышлять, где оставить свою беспомощную машину, и припарковал ее в самом неудачном месте, где не оказалось ни одного эвакуатора. Даже пожарному, которому надлежит появляться на месте происшествия в течение 20 сек., потребовалось значительно больше времени, чтобы добраться до начинающего заниматься огнем болида.
Канада -- одна из самых безопасных стран мира, поэтому во время автогонок здесь так любят выпускать машину безопасности, что отправляют ее на трассу по любому мало-мальски подходящему случаю. Но на этот раз судьи долго думали, стоит ли искусственно ограничивать скорость гонщиков -- в это время бригада маршалов уже почти справилась с вывозом сломавшейся машины, и непосредственной угрозы безопасности не было. Но что же это за Гран-при Канады без машины безопасности? И сафети-кар все-таки отправился собирать машины за собой, причем аккурат в тот момент, когда подошло время пит-стопов. Пит-лейн тут же закрылся, и несколько кругов гонщикам пришлось ждать возможности пополнить топливные баки. Как только разрешение было получено, лидирующая тройка устремилась к своим боксам. Механики «Феррари» и «БМВ» выиграли этот мини-турнир у своих коллег из «Макларена», обслужив подопечных чуть быстрее. Райкконен и Кубица подъехали к выезду из гаражного переулка одновременно и так же одновременно замерли у светофора, на котором в тот момент горел запрещающий сигнал. А позади них уже рванул из боксов Льюис, не обращая никакого внимания ни на светофор, ни на остановившихся соперников. И организовал классическую аварию на регулируемом перекрестке -- его «Макларен» снес заднее крыло «Феррари» Райкконену и вдобавок сам получил удар от «Уильямса» Нико Росберга.
Льюис Хамильтон, без сомнения, один из самых талантливых современных гонщиков «Формулы-1». Порой он поражает хладнокровием, с которым доводит до победного конца сложнейшие гонки, что, например, мы видели в Монако. Но порой допускает такие ляпы, что понимаешь, чтобы претендовать на победу в чемпионате, ему необходимо набираться опыта. Впрочем, он еще достаточно молод, так что время на это у него есть.
Роберт Кубица всего на месяц старше Хамильтона и выступает в Больших призах не намного дольше, но трудно припомнить какие-то ошибки польского гонщика. По какому-то невероятному совпадению как раз в Канаде год назад Роб попал в страшную аварию, а Льюис выиграл свой первый Гран-при. И вот ситуация повторилась в зеркальном отражении. Правда, то, что после схода сразу двух конкурентов у Кубицы появились шансы на победу, выяснилось не сразу. Во-первых, к тому моменту в лидеры вышел его напарник по команде Хайдфельд. Немец выбрал тактику с одним пит-стопом и поэтому имел преимущество. Во-вторых, на трассе оставались еще по одной машине от каждой из двух топ-команд -- «Феррари» Фелипе Массы и «Макларен» Хейкки Ковалайнена. Однако у бразильца возникли проблемы на дозаправке с топливным оборудованием, что окончательно испортило ему гонку. Несмотря на все старания Фелипе, подняться выше пятого места он не сумел. Хотя как раз эти четыре очка позволили скудерии удержаться на первой строчке командного зачета. Ковалайнен же и вовсе оставался незаметен и не смог попасть даже в очковую зону.
Может быть, Ник Хайдфельд, верой и правдой на протяжении семи лет служивший «Зауберу» и «БМВ», заслуживал этой победы больше молодого партнера. Но чего-то немцу, который уже перебрался в категорию ветеранов, постоянно недостает для победы. В Монреале у него появился, пожалуй, наиболее верный шанс наконец-то отведать вкус победы. Но вновь удача прошла стороной -- перед вторым пит-стопом Кубица выдал серию быстрых кругов, что обеспечило поляку сохранение лидирующей позиции после дозаправки и в конце концов победный финиш. На подиуме два товарища испытывали диаметрально противоположные чувства: один светился от переполнявшей его радости, другой был мрачнее тучи, не разделяя общекомандной эйфории, охватившей всех работников «БМВ-Заубер» при исполнении польского и немецкого гимнов. И лишь стоящий рядом Дэвид Култхард, которому есть что рассказать о потерянном великом шансе, смотрел на обоих пилотов с философским спокойствием.
Результаты. Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Гран-при Канады. 1. Кубица («БМВ-Заубер») -- 1 час 36 мин. 24,4 сек. 2. Хайдфельд («БМВ-Заубер») -- отставание 16,5 сек. 3. Култхард («Ред Булл») -- 23,4. 4. Глок («Тойота») -- 42,6. 5. Масса («Феррари») -- 43,9. 6. Трулли («Тойота») -- 47,8. 7. Баррикелло («Хонда») -- 53,6. 8. Феттель («Торо Россо») -- 54,1. Чемпионат пилотов. Кубица -- 42 очка, Масса -- 38, Хамильтон («Макларен») -- 38, Райкконен («Феррари») -- 35, Хайдфельд -- 28. Кубок конструкторов. «Феррари» -- 73, «БМВ-Заубер» -- 70, «Макларен» -- 53, «Ред Булл» -- 21.
Дмитрий СИТНИК