«Ну где их черти носят?» -- окидывал тоскливым взглядом пустырь перед стадионом «Тиволи Ной» человек в бело-сине-красном шарфике. Он ждал спекулянтов. Их, как и билетов даже по цене в пять номиналов, то есть примерно 500 евро, перед стартовым матчем сборной России на «Евро-2008» с Испанией в Инсбруке и его окрестностях не наблюдалось. Но если учитывать ажиотажный спрос, похоже, обещание президента Российского футбольного союза и министра спорта Виталия Мутко, что на первой игре нашей сборной будет не менее 15 тыс. российских болельщиков, имеет шансы сбыться.
Правда, когда эти цифры слышат местные держатели отелей и баров, они начинают с удивлением и надеждой озираться по сторонам. Те самые русские, которые должны озолотить Леоганг и его окрестности, пока здесь редкие клиенты. Да и вообще о количестве фанатов той или иной сборной в Австрии сейчас принято судить по количеству флажков национальных цветов, прикрепленных к машинам или вывешенных на балконах домов. Хозяева со своими красно-белыми полосками, позаимствованными у военно-морского флота Священной Римской империи, естественно, вне конкуренции. Зато наши соперники по группе «D» испанцы в земле Тироль удерживают твердое второе место, опережая даже живущих в нескольких километрах отсюда немцев и итальянцев.
Большинство из болельщиков по задумке организаторов должны собираться на горе Берзигель, прямо под знаменитым горнолыжным трамплином футуристического вида. Это спортивное сооружение, между прочим, пользуется в городе большей симпатией, чем тот же «Тиволи Ной»: местные жители недовольны тем, что надстроенные
к «Евро-2008» трибуны арены испортили им вид из окон на горы, и уже начали борьбу за то, чтобы демонтировать их по окончании чемпионата.
Под трамплином же организовано что-то вроде греческого амфитеатра, где пиво ценой 3 евро льется рекой, огромный телеэкран стоит стеной, а разговор идет на всех основных языках Европы. Сегодня, по всей видимости, словарный запас завсегдатаев фан-зоны обогатится несколькими русскими идиоматическими выражениями. С какой интонацией -- восхищенной или разочарованной -- будут они звучать во время сегодняшнего матча, зависит только от сборной России.
Главный тренер нашей команды Гус Хиддинк, кстати, опять пообещал выучить русский язык. Он и сейчас уже понимает достаточно много без перевода. На предматчевой пресс-конференции Сергей Семак выступил с речью, в которой опять высоко оценил микроклимат в сборной: «На команду извне никто не давит, как это было раньше». «Как хорошо говорит, -- тут же в сторону улыбнулся Хиддинк. -- Будет завтра играть».
Место Семака в основном составе сборной, впрочем, никому не приходило в голову подвергать сомнению. Вообще в преддверии стартового матча только одна позиция под вопросом. В окрестностях Леоганга распространился слух, что Дмитрий Сычев, наигрывавшийся на место правого крайнего полузащитника, травмировал заднюю поверхность бедра. «У нас все игроки выкладываются полностью на тренировках. И вчера в двусторонней игре было несколько напряженных эпизодов», -- сначала уклончиво комментировал эту информацию Хиддинк. Но затем все-таки заметил, что Сычев полностью готов к матчу.
Большинство испанцев на этот раз Хиддинку не поверили. В стане «красной фурии» вообще с большой опаской относятся к голландскому тренеру. «Хиддинк -- старый лис, и он знает, как доставить наибольшее неудобство», -- охарактеризовал своего противника наставник испанской сборной Луис Арагонес. А многие его соотечественники до сих пор помнят, как шесть лет назад на чемпионате мира сборная Южной Кореи под руководством голландца выбила Испанию в четвертьфинале. «Ничего общего, -- пожимал в ответ Хиддинк плечами. -- Тогда были другие игроки и другие команды. Я вообще сейчас не слишком хорошо помню ту игру».
Сейчас у Хиддинка и совсем другие проблемы, чем были тогда. Даже несмотря на тот отличный микроклимат в команде, о котором говорил ее капитан Семак, сборной все равно не удалось уберечься от мини-скандала. Вчера Гус Хиддинк еще раз подтвердил: Павел Погребняк, уже покинувший Австрию, при желании все-таки мог выступить на чемпионате Европы, если бы согласился играть на уколах. Погребняк отказался, и вчера ему собирались сделать операцию на поврежденном колене. «Но это решение игрока, и его надо уважать. Я насильно играть никого не заставляю», -- постарался, впрочем, не накалять ситуацию главный тренер российской команды. А чтобы оградить сборную от излишнего внимания, Хиддинк поселил ее накануне игры в предместье Инсбрука, для чего был полностью снят небольшой отель, в котором сборная России и проведет тревожную ночь перед стартовым матчем чемпионата Европы.