Основные акционеры «Норильского никеля» -- «Интеррос» Владимира Потанина и РУСАЛ -- договорились
о выделении энергоактивов. Как известно, неделю назад г-н Потанин заявил, что «рекомендовал менеджменту «Норникеля» возобновить диалог на эту тему, но без консультаций
с новым крупным акционером (РУСАЛом. --
Ред.) это делать было бы неправильно». А вчера председатель совета директоров алюминиевой компании Виктор Вексельберг сообщил журналистам, что он «положительно» относится к идее выделения электроэнергетики из состава никелевой компании. Высокопоставленный источник в «Интерросе» заявил «Времени новостей», что гг. Потанин, Дерипаска и Вексельберг уже договорились о создании электроэнергетической компании, и в июле процедуру выделения активов должен запустить совет директоров «Норникеля». Завершится процесс, по его ожиданиям, в первом квартале следующего года.
Топ-менеджеры «Интерроса» и «Норникеля» собирались выделить электроэнергетику в отдельную структуру еще летом прошлого года. Однако тогда вспыхнул конфликт между Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым относительно раздела совместного бизнеса, и на собрании акционеров никелевой компании этот вопрос г-н Прохоров заблокировал.
В то же время гендиректор «Норникеля» Денис Морозов настаивал и продолжает настаивать, что выделение энергобизнеса в отдельную компанию «Энергополюс» (по аналогии с выделением золотодобывающего бизнеса в компанию «Полюс Золото» два года назад) -- наилучший вариант. Дело в том, говорил он, что подавляющее большинство энергоактивов не являются стратегическими для компании, так как не участвуют в производственной деятельности и в составе компании не имеют возможности для более серьезного роста капитализации. Иными словами, суммарная стоимость «Норильского никеля» и «Энергополюса» будет выше, чем стоимость «Норникеля», если энергоактивы будут находиться в его составе. Ведь в этом случае менеджмент металлургической компании не будет отвлекаться на непрофильный бизнес, а менеджмент электроэнергетической компании будет более профессионально заниматься развитием активов «Энергополюса».
Стоимость энергоактивов, которые предлагалось выделить из «Норникеля», осенью оценивалась в 7,1 млрд долл. Речь шла о 65,15% акций ОГК-3, 27,69% акций ТГК-14, 7,37% акций ТГК-1, 1,72% акций ОГК-5, 1,63% акций ТГК-5, а также 3,52% акций РАО «ЕЭС России» и 24--26% акций в сетевых и сбытовых энергокомпаниях. В феврале этого года, после того как г-н Прохоров заблокировал выделение, совет директоров «Норникеля» принял решение о продаже непрофильного бизнеса, в рамках которого пакет акций ОГК-5 был продан за 106 млн долл. контрольному акционеру итальянской Enel по оферте. Больше никаких активов компания не реализовывала. Впрочем, с тех пор бумаги энергокомпаний серьезно подешевели, и сейчас, как говорит исполнительный директор «Интерроса» Антон Клековкин, энергобизнес «Норникеля» стоит чуть менее 6 млрд долл. Аналитики, правда, его оценивают примерно в 5 млрд долл. Тем не менее г-н Клековкин считает, что весной следующего года «Энергополюс» может стоить «существенно выше сегодняшней цены».
Теперь, когда у акционеров «Норильского никеля» нет видимых причин для разногласий, вопрос выделения энергобизнеса будет вновь вынесен на обсуждение акционеров. Менеджмент компании согласно указанию акционеров уже начал готовить этот вопрос к заседанию совета директоров в июле (после того как в конце июня будет избран новый состав совета, в который войдут представители РУСАЛа), затем начнется подготовка к внеочередному собранию акционеров и затем процедура выделения.
Источник в окружении контрольного акционера РУСАЛа Олега Дерипаски сообщил «Времени новостей», что сценарий выделения энергоактивов алюминиевая компания поддерживала изначально -- c того момента, как было сделано предложение г-ну Прохорову о выкупе блокпакета акций «Норникеля». Поэтому никаких трудностей с согласованием сделки он не ожидает.
А г-н Клековкин заявил «Времени новостей», что «Интеррос» впоследствии не собирается продавать свою долю в «Энергополюсе» и намерен развивать электроэнергетический бизнес.