Управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП) по Москве, как стало известно «Времени новостей», на днях
прекратило уголовное дело в отношении Марка Мишиева -- уже бывшего директора государственного унитарного предприятия (ГУП) «Басманный рынок» (это предприятие было ликвидировано в апреле 2006 года). Он являлся единственным обвиняемым по делу
об обрушении здания Басманного (Бауманского) рынка, под руинами которого утром 23 февраля 2006 года погибло почти 70 человек. Г-ну Мишиеву вменялась ст. 109-3 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Теперь у следствия не осталось ни одного реального подозреваемого в причастности к той трагедии, и, судя по всему, в будущем таковых вряд ли удастся найти. В результате следствие фактически может зайти в тупик, хотя расследование «основного» дела -- по выяснению причин обрушения рынка -- все еще продолжается.
Поводом для прекращения уголовного преследования г-на Мишиева стали полученные следствием результаты строительной экспертизы -- самой сложной и объемной изо всех прочих, назначавшихся в рамках расследования этого дела. С одной стороны, эксперты ответили на поставленные следствием вопросы о том, что могло стать причиной обрушения. Однако их ответы еще больше осложнили дело. Выяснилось, что различные нарушения были допущены на разных стадиях -- при проектировании здания рынка, его реконструкции и эксплуатации (г-ну Мишиеву ставили в вину как раз нарушения при эксплуатации здания). Но специалисты не смогли дать однозначного ответа на вопрос, какой именно из этих трех факторов привел непосредственно к обрушению здания. Соответственно оказалось невозможно разделить степень ответственности между должностными лицами, которые так или иначе были причастны ко всем допущенным нарушениям. А по закону привлечь человека к уголовной ответственности можно лишь в отсутствие неустранимых сомнений в его виновности.
Катастрофа на Басманном рынке произошла рано утром 23 февраля 2006 года. Кровля здания в виде огромного вогнутого внутрь купола, поддерживавшегося системой тросов, вдруг безо всякого внешнего воздействия обрушилась. Под обломками оказалось погребено несколько десятков человек. Согласно официальным данным, 68 из них погибли и еще 39 были покалечены. Большинство пострадавших являлись жителями Азербайджана, Таджикистана, Грузии, торговавшими и работавшими на рынке. Некоторые из них, как выяснилось, на рынке и жили.
Возможность теракта представители спецслужб, работавшие на месте ЧП, отвергли практически сразу, поскольку эксперты не обнаружили следов взрывчатки. В результате в качестве основных были выдвинуты версии об ошибках при проектировании здания, нарушениях при его строительстве и последующей эксплуатации, из-за которых кровля не выдержала массы скопившегося снега.
Одним из главных предполагаемых виновников трагедии был назван Марк Мишиев. Уже через два дня после ЧП прокуратура Москвы предъявила ему обвинение в причинении смерти по неосторожности, а Замоскворецкий райсуд удовлетворил ходатайство следствия, выдав санкцию на его арест. Бывший прокурор Москвы Анатолий Зуев тогда уверял, что директор Басманного рынка самовольно проводил перепланировку здания, что, собственно, и привело в дальнейшем к его неконтролируемому износу и обветшанию конструкций. В результате следователи решили, что вина Мишиева заключалась как минимум в массовой гибели людей.
Адвокат г-на Мишиева Александра Алитовская сразу назвала такие претензии прокуратуры неправомерными, так как, по ее мнению, причину разрушения здания следовало искать в другом. В результате первое решение суда об аресте г-на Мишиева было отменено Мосгорсудом. Дело было направлено на новое рассмотрение, и 7 марта 2006 года решением другого судьи обвиняемый был освобожден под подписку о невыезде.
В рамках расследования трагедии на Басманном рынке было назначено несколько десятков различных экспертиз, и только недавно следствие получило результаты самой главной из них -- строительной, которая, как предполагалось, должна была определить, что же именно стало причиной обрушения здания.
Специалисты пришли к выводу, что к катастрофе могли привести три фактора. Оказалось, что ошибки были допущены как при проектировании здания рынка в конце 60-х -- начале 70-х годов, так и при его реконструкции в конце 80-х годов, в результате которой внутри рынка был возведен антресольный этаж. Кроме этого, эксперты установили, что само здание рынка эксплуатировалось не должным образом. Однако специалисты так и не смогли однозначно определить, какая именно из этих трех причин привела к обрушению кровли. Как пояснили эксперты в своем заключении, наука еще не достигла такого уровня, чтобы определить степень виновности проектировщиков, авторов проекта реконструкции и эксплуатирующей организации. А для привлечения кого-либо к уголовной ответственности не должно быть неустранимых сомнений в его виновности. В этом случае, по данным следствия, исключить сомнения невозможно. Поэтому и разделить степень ответственности следствию не представляется возможным. Именно по этой же самой причине 22 мая уголовное преследование в отношении г-на Мишиева было прекращено.
Также остался открытым вопрос о привлечении к ответственности за халатность (дело было возбуждено и по этой статье УК) чиновников тех или иных госорганов, которые, по идее, должны были надзирать за выполнением самых разных норм на рынке. Раз неясно, когда были допущены роковые нарушения, нельзя определить и того, кто их «проглядел».
Адвокат г-на Мишиева Александра Алитовская информацию о прекращении дела в отношении ее клиента подтвердила и заявила: «Другого исхода мы и не ожидали. Мы с самого начала заявляли, что обвинения моему клиенту предъявлены преждевременно, без заключения экспертов, которые в итоге и подтвердили нашу правоту».
Как известно, уникальную крышу-купол Бауманского рынка еще в 70-е годы прошлого века проектировал руководитель группы инженеров Нодар Канчели, которого прокуратура считала виновником обрушения другого его здания -- столичного аквапарка «Трансвааль» в Ясеневе. Эта трагедия произошла 14 февраля 2004 года. Тогда под руинами погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще более 190 человек пострадали.
После той катастрофы власти распорядились тщательно проверить на надежность все здания, созданные при участии г-на Канчели. Но специальная комиссия, по данным следствия, почему-то «не дошла» тогда до Басманного рынка. Кстати, после обрушения здания рынка правительством Москвы была создана еще одна комиссия -- техническая -- по исследованию причин катастрофы, но ее результаты оказались еще более туманными, чем выводы судебных экспертов.
Что касается обрушения аквапарка «Трансвааль», то суд над виновными так и не состоялся, хотя следствие пришло к выводу, что «причиной частичного обрушения аквапарка явился комплекс проектных ошибок, обусловленных грубыми просчетами при разработке проекта, в результате которых построенное сооружение не отвечало нормативным требованиям по безопасности и надежности». В сентябре 2006 года г-н Канчели, обвинявшийся в «причинении смерти по неосторожности» и «причинении тяжкого вреда по неосторожности», был амнистирован по случаю 100-летия Госдумы. А дело в отношении главы «Мосгосэкспертизы» Анатолия Воронина, которого обвиняли в «халатности», было прекращено за отсутствием состава преступления.
Что касается земельного участка, на котором находился Басманный рынок, то судьба его, несмотря на озвучивавшиеся разные проекты по застройке, так пока и не решена. Там предполагалось разместить многоуровневую автостоянку, гостиницу или торговый центр. Потом стало известно, что на месте обрушившегося рынка построят за счет госбюджета новое здание библиотеки им. Николая Некрасова. О совещании у градоначальника, где было принято это решение, сообщила тогда директор библиотеки Татьяна Просекова. По ее словам, в новом здании планировалось также разместить многозальный кинотеатр, а на нижних этажах -- магазины. Однако никакого строительства на пустыре так и не началось, и там сейчас находится самая обычная автостоянка.