|
|
N°95, 02 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы предъявим России счет за сбитый беспилотник"
В рамках Экономического форума СНГ в Санкт-Петербурге 6--7 июня планируется первая встреча президента России Дмитрия Медведева с его грузинским коллегой Михаилом Саакашвили. Встреча планируется на фоне сильно осложнившихся отношений Москвы и Тбилиси. О том, какие настроения царят в Грузии, «Времени новостей» рассказал вице-премьер, госминистр по европейской и евроатлантической интеграции Георгий БАРАМИДЗЕ.
-- К сожалению, особых ожиданий у нас нет. Ведь Россия именно накануне встречи президентов предприняла абсолютно очевидные шаги против нашей страны. Я имею в виду ввод батальона инженерных войск на территорию Грузии (30 мая Москва в рамках оказания помощи направила в Абхазию железнодорожные войска для ремонта железной дороги. -- Ред.). Россия даже не пытается на этот раз причислить их к контингенту миротворцев. Итак, соседняя страна без всякого повода и уведомления, без нашего согласия вводит на нашу территорию части своего Министерства обороны. Это неприкрытая агрессия! А что такое инженерные войска? Сначала в бой идет разведка, а за ней военные инженеры, обеспечивая наступление других родов и видов. Вот и делайте выводы, зачем Россия ввела эти войска в Абхазию.
-- Чего же будет добиваться Грузия во время саммита?
-- Прекращения агрессии. Прекращения поддержки сепаратизма. И подключения к осуществлению мирного плана урегулирования в Абхазии и Южной Осетии с учетом интересов всех сторон. Этот план поддержан мировым сообществом. Грузинская сторона предлагает гарантии безопасности и развития. Мы открыты для любых переговоров.
-- Грузия активизировала работу по замене российских миротворцев...
-- Мирный план неосуществим, если на этой территории не будет нейтральных сил. Утверждать, что Россия нейтральна, по меньшей мере цинично. В конфликтных зонах созрела ситуация, когда там лучше дислоцировать полицейские силы. Войны там нет и, надеемся, не будет. Практика показывает, что в таких случаях главное -- это обеспечение правопорядка, защиты жизней всех граждан и прав человека.
-- И такой замены Грузия добьется?
-- Если в этом мире есть здравый смысл и справедливость, а также существуют силы, которые выступают за мирное урегулирование, то формат изменится. Иначе эти конфликты будет невозможно урегулировать. Раз уж Россия проводит параллели с косовской ситуацией, то надо вспомнить, что международные миротворцы в Косово вернули жертв этнической чистки домой. Того же на первом этапе мы требуем в Абхазии и Южной Осетии -- вернуть всех жертв этнической чистки. А то, что она там имела место, подтверждено и резолюцией ООН, и тремя саммитами ОБСЕ. Свыше 70% граждан было изгнано из Абхазии. Вернем их, а потом, пожалуйста, начнем разговор о статусе.
-- На этой неделе Грузию посетит верховный комиссар Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. Заедет он и в Сухуми. Чем объясняется такой интерес ЕС?
-- Мир понял, что ситуация тревожная и критическая. Представители ООН только что подтвердили факт агрессии со стороны России -- я говорю о грузинском беспилотнике, сбитом российским истребителем. Это происходит на фоне указа тогда еще президента Владимира Путина от 16 апреля о поддержке Абхазии и Южной Осетии со стороны России и введении дополнительных войск на нашу территорию без нашего согласия. Но напомню, что нет альтернативы сохранению территориальной целостности Грузии. Равно как нет альтернативы мирному решению конфликта.
-- Грузия намерена взыскать с России компенсацию за беспилотник. В СМИ называлась сумма в 4 млн долларов.
-- Сколько -- вопрос технический. Российский самолет в воздушном пространстве Грузии сбил наш беспилотник, практически летающую видеокамеру. Это агрессия. А сколько самолет стоит, один или десять миллионов, в такой ситуации не имеет большого значения. Счет за сбитый беспилотник мы, конечно, предъявим, но я, правда, не думаю, что Россия расплатится.
-- Но вот на заседании Совбеза ООН в пятницу, 30 мая, от Грузии потребовали прекратить полеты беспилотников, и она согласилась.
-- Такая трактовка пусть остается на совести российских СМИ. Никаких обязательств Грузия не брала. Наоборот, наш постпред в ООН четко заявил, что осуществлять полеты невоенных летальных аппаратов в своем пространстве -- суверенное право Грузии. Сейчас просто они не летают. Будет нужно -- будут летать. Ни в одном соглашении не прописано, что беспилотники не могут летать. Никаких запретов со стороны ООН нет и быть не может. Ведь что это за "фрукт" -- беспилотник? Это летающая видеокамера. По такой логике, надо стрелять во все видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны. А мы благодаря этим съемкам увидели, например, что сепаратисты получили дорогостоящее оружие от России.
-- Сколько Грузия потеряла беспилотников?
-- Один.
-- Абхазы уверяют, что сбили семь.
-- И при этом показывают один и тот же фюзеляж.
-- В декабре НАТО снова будет экзаменовать Грузию насчет предоставления Плана действий по членству в этом альянсе. До этого в сентябре в Грузию приедет генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер. Чего ждет Грузия?
-- Мы провели 21 мая демократические парламентские выборы, каких НАТО от нас требовало. Весь мир признал их таковыми. Они не были идеальными, но точно были хорошими, хотя, конечно, с проблемами и замечаниями. Политика России способствует тому, что Грузия получает все больше аргументов в пользу вступления в НАТО. Мы нуждаемся в защите.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси