Коллегия Минобороны под председательством Анатолия Сердюкова приняла стратегию социального развития Вооруженных сил России до 2020 года. Случилось это еще в конце марта, но только теперь с документом может ознакомиться любой желающий. Стратегия стала откликом военных на призыв верховного главнокомандующего
выработать для России всеобъемлющий план развития до того же 2020-го. Как и страна, которая, по планам верховного, должна к этому моменту войти в пятерку мировых лидеров,
армия должна войти в пятерку лучших военных организаций мира. Сегодня, как известно, такая пропорция не соблюдается: страна технологически далеко не лидер, зато Вооруженные силы могут считаться вторыми в мире. Но вот
войти в пятерку и по основным социально-экономическим показателям -- такая задача ставится армии впервые.
Как утверждают в Минобороны, стратегия социального развития Вооруженных сил на период до 2020 года была разработана по указанию Анатолия Сердюкова еще в июле 2007 года. Владимир Путин, тогда еще президент страны,
представил долгосрочную стратегию развития страны лишь 8 февраля нынешнего года на расширенном заседании Госсовета. Так что с точки зрения хронологии страна в смысле подготовки такого рода доктринальных документов идет вслед за своей армией.
В военно-социальной стратегии совершенно по-новому расставлены акценты. На первое место документ ставит «всестороннее развитие личности» -- культурное и физическое, а денежное довольствие, обеспеченность жильем -- на второе. Разработчики стратегии оправдывают это смещение долгосрочностью перспективы: мол, к тому времени с деньгами и квартирами все будет о'кей.
В отличие от многих других долгосрочных программ в военно-социальной стратегии обозначены примерные конечные результаты. В частности, военнослужащие по контракту (а это и все офицеры) становятся средним классом страны. Денежное довольствие солдата и матроса (имеется в виду первый тарифный разряд) будет превышать среднюю зарплату по стране на 25% (сегодня деньги военнослужащих растут в 1,2 раза медленнее, чем у гражданских). Военные пенсии будут составлять примерно 80% от того, что офицер получал до увольнения в запас.
Не забыт в финансовом отношении и гражданский персонал Вооруженных сил -- здесь средняя зарплата будет не меньше, чем у работников соответствующих отраслей экономики страны.
Число военнослужащих, нуждающихся в жилье, снизится до 5% -- все-таки авторы стратегии не взяли на себя смелость обнулить число бесквартирных, которых сегодня более 122 тыс. человек. Компенсация за наем жилья поднимется до рыночной стоимости. Военной медицине приказано к 2020 году выйти на уровень мировых стандартов, чтобы число практически здоровых военнослужащих достигло 90% и более. Сегодня меньше половины всех военных оценивает свое здоровье как удовлетворительное. Согласно стратегии, каждый второй военнослужащий будет иметь спортивный разряд: едва ли не каждый из них сможет заниматься спортом не менее пяти часов в неделю, а все без исключения воинские части получат хороший спортивный инвентарь.
По стратегии, военные будут получать образование, которое станет вполне конкурентоспособным на рынке труда. В процессе службы более трети офицеров будут повышать квалификацию, а 5,5% -- проходить профессиональную переподготовку. Все военнослужащие получат доступ в Интернет (из расчета одна точка на 100 человек), в каждой казарме будет установлено спутниковое или кабельное телевидение. Газеты Минобороны перейдут на 8-полосный формат и цветную печать.
Один из индикаторов достижения генеральной цели стратегии -- увеличение свободного времени военнослужащих «до 30% и более». Можно будет часть этого времени посвятить шопингу, тем более что цены на товары и услуги в гарнизонных магазинах будут на 15--20% ниже, чем в соседних городах и весях, но при соответствующем уровне качества. В документе подчеркивается, что все социальные услуги впервые будут доступны всем военным и в полном объеме вне зависимости от места службы.
Результаты исполнения всех этих прекрасных пожеланий можно будет измерить. Поможет в этом и гражданское общество, которое «впервые сможет контролировать выполнение мероприятий и программ, обеспечивающих реализацию стратегии».
Само собой разумеется, что выполнение обещанного повысит престиж и привлекательность службы. Определены и критерии достижения цели -- «до 90% и более» личного состава будут удовлетворены «профессиональной служебной деятельностью». Напомним, что сегодня не удовлетворены своим материальным положением более 60% военнослужащих.
Для достижения поставленных целей потребуется совершенствование законодательства и нормативно-правового обеспечения, новый подход к управлению военно-социальной сферой, создание автоматизированной информационной системы управления социальным развитием Вооруженных сил. К числу рисков, могущих повлиять на реализацию задуманного, разработчики стратегии относят возможное увеличение сроков согласования и принятия документов правительством и парламентариями, опережающий рост заработной платы по стране по сравнению с ростом денежного довольствия военнослужащих, недостаток строительных мощностей, резкий рост цен на жилье. Кроме того, возможно, Вооруженные силы будут участвовать в вооруженном конфликте, и даже не в одном.
Первая глава стратегии, где дана далеко не лестная характеристика нынешнему состоянию Вооруженных сил, -- прямой упрек предыдущему министру обороны и предыдущему верховному главнокомандующему -- куда, мол, смотрели? Если отмеченные негативные тенденции сохранятся, утверждают авторы документа, то народ из армии побежит, боеготовность снизится до критического уровня, возрастет угроза потери суверенитета и территориальной целостности страны.
За строчками документа видятся его авторы, причем иногда -- как прекраснодушные мечтатели. Неизбежно возникает вопрос: не лучше ли позаботиться о сегодняшнем дне несчастного контрактника и офицера, чем кормить их сказками о 90% здоровых в строю? Да и как можно посчитать проценты с долями, которые будут через 12 лет? Например, намечается повышение среднего возраста офицеров, признанных по состоянию здоровья не годными к службе, до 45,6 года. Или снижение уровня гибели военнослужащих до уровня не менее 0,17 человека на 1 тыс. военнослужащих. Едва ли не в каждой главе говорится о повышении удовлетворенности чем-то до 90%. Как это подсчитать? Или вот еще: охват семей погибших военнослужащих всеми формами отдыха и оздоровления на уровне 75% и более. Что имеется в виду под процентами -- количество семей или количество форм отдыха?
Трезво размышляют авторы, когда говорят: реализовываться все благие планы и пожелания будут с учетом уровня национальной экономики. По всем направлениям стратегии будет разработан комплекс программ, по каждой будут определены ожидаемые результаты и целевые индикаторы. Реализовывать стратегию задумано в три этапа: первый -- 2008--2012 годы, второй -- до 2017 года, третий -- до 2020 года. На первом денежное довольствие повысят до 95% от заработной платы в обычных отраслях экономики и обеспечат жильем -- пока служебным. На втором денежное довольствие поднимут до 110% от средней «гражданской» зарплаты и полностью обеспечат жильем тех военных, которые участвуют в накопительно-ипотечной системе. На третьем этапе денежное довольствие подскочит до 125% от уровня «гражданской» зарплаты, нуждающиеся в улучшении жилищных условий будут томиться в очередях не более трех лет, качество и эффективность предприятий социальной сферы Вооруженных сил выйдут на уровень мировых стандартов.
В структуре Минобороны планируется создать комиссию по реализации стратегии -- для координации усилий и контроля за исполнением. А займутся исполнением главные и центральные управления военного ведомства. Будет также создана система мониторингов для отслеживания достигнутых промежуточных показателей. Результаты работы по стратегии будут ежегодно рассматриваться на заседаниях коллегии Минобороны. Отчет станут представлять президенту, правительству и Федеральному Собранию.
Разработчики стратегии -- Минобороны и фонд «Институт экономики и социальной политики». Координатором называют советника министра обороны Екатерину Приезжеву. По ее словам, при подготовке документа были изучены национальные и отраслевые концепции и стратегии, федеральные целевые программы и национальные проекты, учтен опыт в социальной сфере в армиях стран НАТО и даже подготовленные за последнее десятилетие диссертации по теме социального развития вооруженных сил. Проводились масштабные социологические исследования. При разработке документа учтены (наверное, впервые) рекомендации Общественной палаты, Общественного совета при Минобороны, комитетов солдатских матерей и ветеранских организаций.
Стратегия прошла экспертизу в профильных комитетах обеих палат парламента. Минобороны уже приступило к формированию первых ведомственных целевых программ. Они будут включены в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства обороны на 2009--2011 годы. Реализация задуманного начнется уже в следующем году.