Время новостей
     N°92, 28 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2008
Вверх ногами
Россия подала судебный иск против компании Нессима Гаона
Правительство России выдвинуло во Франции судебный иск против швейцарской компании Noga. О том, что российские власти начали встречное наступление на юридическом фронте против этой ставшей скандально известной фирмы, сообщили вчера представители Минфина РФ. Москва требует обязать Noga и французского судебного пристава, оказывавшего ей содействие, возместить вред, причиненный противоправными арестами российского имущества за рубежом. Сумма иска не называется. Тем самым в очередной раз Россия попыталась перекинуть мяч на сторону соперника: уже почти 15 лет глава компании Noga Нессим Гаон в европейских судах небезуспешно судится с правительством России, которое, как он считает, задолжало ему по контрактам 90-х годов десятки миллионов евро.

В январе нынешнего года Noga арестовала во Франции активы, принадлежащие Центробанку, РИА Новости, Федеральному космическому агентству ("Роскосмос") и предприятию "ЦСКБ-Прогресс". Как отмечает Минфин, все заблокированные тогда во Франции счета российских компаний к настоящему времени освобождены от ареста на основании решений четырех французских судов. Суды постановили, что произведенные аресты были противоправными, "поскольку российские структуры в принципе не несут юридической ответственности за долги правительства России". Минфин особо указывает, что январские аресты были незаконными в силу того, что Noga не имела права арестовывать такого рода имущество. И Noga знала это, ведь в отношении Банка России французские суды ранее постановили, что на его активы распространяется иммунитет от ареста, так как во всех цивилизованных странах существует принцип независимости центробанков, не несущих ответственности по долгам правительств.

По мнению российской стороны, январский демарш Noga, который привел к аресту активов ЦБ и РИА Новости, стал возможен только потому, что Noga ввела в заблуждение французские судебные органы.

При аресте российских активов компания опиралась на решения Стокгольмского арбитражного суда, вынесенные в пользу Noga еще в 1997 году. Арбитраж тогда постановил, что долга со стороны России нет, а единственным обязательством нашей страны является платеж в 20 млн долл., который возник уже после подачи иска за односторонний отказ от поставок нефтепродуктов. Российская сторона напоминает, что право требования по этому решению в настоящее время швейцарцу не принадлежит.

Скандальный конфликт Noga и правительства России начался 1 июня 1993 года. По заключенному соглашению о поставках в Россию продуктов питания Россия должна была расплатиться со швейцарцами нефтью. Согласно тексту договоренностей между российским правительством и Noga за их срыв Россия должна была отвечать своим имуществом. Дальнейшая история с поставками оказалась довольно мутной. Договоренности по поставкам не были до конца выполнены по причине того, что швейцарец не предоставил российской стороне некоторых документов, и соглашение в одностороннем порядке было расторгнуто. NOGA выставила России счет на сотни миллионов долларов. Дело не предвещало беды, когда швейцарская фирма подала в окружной суд далекого Люксембурга иск к российскому правительству. Однако тот первый иск был удовлетворен, что и положило начало череде бесконечных разбирательств. Noga начала арестовывать российские суда, самолеты и картины, находящиеся за рубежом. Из авиасалона в Ле-Бурже Noga пыталась вывезти российские истребители, а на границе Швейцарии задержала полсотни картин Пикассо, Матисса, Гогена и других импрессионистов, вывезенных российскими музеями на выставку.

Вскоре в процессе банкротства Noga права требования по долгу России перешли кредиторам компании -- четырем швейцарским банкам. В 2006 году долг выкупил американский бизнесмен, экс-гражданин СССР Александр Коган, который перепродал его Российской Федерации. В связи с этим российская сторона считает, что Noga более не имеет право предъявлять к России какие-либо финансовые претензии. Об этом же неоднократно заявлял и г-н Коган. По мнению России, круг на этом должен был замкнуться, однако Noga считает иначе, упирая на то, что почти все конфликтные ситуации с арестами имущества были урегулированы путем переговоров дипломатов, а не судебными решениями. На этом главе Noga до сих пор как раз и удавалось играть. Европейские же суды весьма активно поддерживают позицию г-на Гаона, «через раз» принимая решения то в пользу швейцарца, то в пользу России. На неблагоприятные для себе решения Гаон реагирует каждый раз одинаково, комментируя в местной прессе, что приоритет отдает десятилетней давности решению Стокгольмского международного суда, по которому Россия до сих пор якобы не расплатилась. А затем подает в суд вновь.

Ирина СКЛЯРОВА