|
|
N°93, 29 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый быт
Традиционный московский фестиваль архитектуры изменил формат
Двенадцать лет жил да был весенний фестиваль архитектуры «Арх-Москва». Место проведения -- Центральный дом художника. Сочетал в себе имидж коммерческой ярмарки новейшего строительного оборудования (свет, отделочные материалы) и продвинутого форума, отслеживающего последние тенденции архпроцесса (параллельные программы, лекции приглашенных архитекторов с мировыми именами). В общем-то компромиссный формат «Арх-Москвы» постепенно стал всех напрягать. Не только гостей, но и хозяев: Центральный дом художника, компанию «Экспо-парк. Выставочные проекты» во главе с ее директором Василием Бычковым. И решено было преобразить фестиваль, из «Арх-Москвы» сотворить первую Московскую биеннале архитектуры. Президент Союза архитекторов Москвы Виктор Логвинов уже поспешил заверить прессу, что московская биеннале лет через десять станет конкурировать с главнейшей архитектурной выставкой планеты -- биеннале в Венеции.
Но пока причин для беспокойства у венецианцев нет. Сделанная при поддержке Министерства экономического развития РФ, девелоперской корпорации MIRAX Group Московская биеннале архитектуры в общем-то «дополненный и исправленный» вариант родимой «Арх-Москвы» (которая так и осталась разделом биеннале). Те же громадные площади ЦДХ, занятые фирмами, торгующими стекловолокном, мелкозернистым бетоном, светотехническим оборудованием. Те же застрявшие в этом изобилии некоммерческие стенды со скромными в основном планшетами и скупыми экспликациями. Правда, помимо ЦДХ биеннале имеет две площадки-сателлита. Павильон с условным названием «Россия» разместился в Музее архитектуры. Павильон «Москва» -- в ГТГ на Крымском валу (дом с ЦДХ у них один на двоих).
Куратор биеннале, давно работающий в России издатель и архитектурный критик Барт Голдхоорн придумал тему «Как жить». Она предполагает обращение к самой нелюбимой всеми проблеме: проблеме массового жилья. В залах Дома художника, «Международном павильоне» биеннале, нас учат жить архитекторы Западной Европы. Выбраны шесть городов с удачным, на взгляд куратора, решением проблемы зон жилищного строительства -- Хельсинки, Копенгаген, Франкфурт, Дорчестер, Стокгольм, Утрехт. Отдельная часть посвящена архитектуре социального жилья в Мадриде, где в этой сфере работают известные архитекторы. В общем, честно, глядеть аэрофотосъемку пригородов с кварталами панельных домов не очень интересно. Однако опыт правильной организации массового жилья на Западе действительно важен. (Особенно понравились спроектированные под патронатом принца Уэльского кварталы Паундбери нового Дорчестера: их автор Леон Крие очень тонко и точно сохранил в стилистике застройки образ традиционного британского дома.) Другое дело, что рассказать о социальном жилье можно было увлекательнее. Даже точнее: эта «нонспектакулярная», незрелищная, но выбранная первой для первой биеннале тема требует неординарного кураторского прочтения и очень сильного дизайнерского решения, которых, увы, нет.
Выставленная в залах ГТГ концепция генплана Москвы до 2025 года вышла скорее дежурным отчетом московского правительства и Москомархитектуры. Разместившаяся там же выставка «Под крышей дома» (конкурс на лучшие московские общественные и частные интерьеры и фасады зданий) оформлена так, что готов уже согласиться на повторный просмотр ассортимента новых светильников в том же ЦДХ. Тем более что по соседству со светильниками на третьем этаже Дома художника можно оценить мастерство выбранного экспертами лучшим архитектором года Сергея Киселева, а еще попасть на параллельную программу, лучшие проекты которой затрагивают важный аспект решения социальных проблем в архитектуре. Под патронатом Германского фонда культуры С. Ситар и А. Свердлов сделали инсталляцию «Убывающие города»: о вернакулярных жертвах капиталистической модернизации. Рядом с «убывающими» Александр Щетинин с командой фестиваля «Арх-Стояние» и ОАО «Никола-Ленивецкие промыслы» показывают «Ноев ковчег»: отличные макеты плавучих домов, пригодных для кочевого образа жизни на воде и для спасений во время буйства рек. Состав авторов все звездный: Александр Пономарев, Тотан Кузембаев, Владимир Плоткин...
Так же обаятельно, как параллельная программа главного павильона, выглядят экспозиции Музея архитектуры. Пока открыты две. «Персимфанс» курировал директор МУАР Давид Саркисян. Он собрал лучших концептуальных архитекторов разных поколений (Юрий Аввакумов, Александр Бродский, Меганом, А-Б, ДНК, Мастерская Лызлова. Сергей Скуратов...). Они предложили вариации развития темы жилья в жанре «самоиграющего» (отсюда название, отсылающее к первому оркестру без дирижера) сюжета, где критерием выступает точно найденный проектный модуль. В Аптекарском приказе МУАР хорошо подготовленная Еленой Гонсалес, Еленой Никулиной, богато проиллюстрированная фотографом Алексеем Народицким выставка о судьбе двух домов-коммун былой Москвы (на Гоголевском и Новинском бульварах). Когда изучаешь это оставленное эпохой авангарда наследие, понимаешь, что о выбранной главной для новой биеннале теме «Социальный быт» деды и прадеды думали чуть посодержательнее.
Сергей ХАЧАТУРОВ