Премьер-министр Владимир Путин готов пойти на существенные изменения таможенно-тарифной политики для того, чтобы отечественному автопрому становилось жить все лучше и лучше. «Сегодня рост производства в автомобильной отрасли сдерживают проблемы с сырьем, со сталью, с их доступностью и ценой. Уверен, мы вместе с нашими металлургами в будущем урегулируем все это», -- заявил вчера премьер во время посещения особой экономической зоны «Алабуга» в городе Елабуга (Татарстан). Г-н Путин прекрасно понимал, что такое заявление вряд ли вызовет однозначную реакцию на рынке, и не старался выглядеть радикальным. «А пока мы можем пойти
на временные меры -- снижение ввозных пошлин на те сорта стали, которые либо вовсе не производятся у нас, либо производятся в недостаточном количестве», -- предложил он. Льготный режим, считает премьер, надо ограничить жесткими временными рамками и сначала обсудить тарифные изменения «с металлургами и заинтересованными ведомствами».
Г-н Путин отметил, что автомобилестроительная отрасль, в свое время серьезно сдав позиции, с помощью правительства все же нашла оптимальный и реалистичный выход: была сделана ставка на «международную кооперацию», что позволило поднять рынок. Сегодня автопром дает 3% российского ВВП. А в прошлом году объем автомобильного рынка составил 1 трлн руб., почти 40 млрд долларов.
Осмотрев расположенный в экономической зоне «Алабуга» производственный
комплекс SOLLERS (его мощность превышает 120 тыс. автомобилей в год), премьер, похоже, и впрямь разглядел «новое лицо» нашего автопрома -- собираемые на заводе с помощью немецких роботов «Фиаты Дукато» и грузовики «Исудзу». Г-н Путин сам за рулем объехал сборочные цеха и под конец поздравил заводчан с их победой над печально известными недостатками советского автопрома.
«Мы определили новый контур отечественного автопрома», -- заявил он чуть позже на совещании, посвященном развитию отрасли. И предложил новый этап -- сосредоточиться на качестве продукции, мировой конкуренции и подумать о «завтрашних вызовах». Например, «отбить» у иностранцев рынок грузовиков.
Подводя итоги совещания, премьер, с одной стороны, пообещал стимулировать обновление российского автомобильного парка с помощью кредитов и лизинга, с другой -- подумать о социальной справедливости. Г-н Путин настаивает на изменении Налогового кодекса РФ в части взимания НДС с подержанных автомобилей. «Нельзя два-три раза взимать НДС с продукта, с которого налог на добавленную стоимость государством получен, это экономически несправедливо», -- обрадовал он владельцев авто.
Комментируя механизмы обновления автопарка, министр промышленности и торговли Виктор Христенко сказал журналистам, что с этой целью обсуждается снижение некоторых видов налогов, прежде всего транспортного, для владельцев автомобилей высокого класса. Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», когда такие меры могут быть приняты и будут ли таким образом остановлены, например, инициативы московского мэра Юрия Лужкова, г-н Христенко сообщил, что решение будет обсуждаться в течение еще двух месяцев. Что же касается московских новаций (мэрия намерена провести через городской парламент закон о повышении транспортного налога с 2009 года в 1,5 раза), то министр был очень дипломатичен, сказав, что федеральный центр «не будет нарушать компетенцию региональных властей».