Авиакомпания Dexter, с прошлого года оказывающая услуги воздушного такси в Москве и Санкт-Петербурге, вчера прибавила к своей сети первый провинциальный пункт базирования. Один из трех принадлежащих компании легких самолетов Pilatus PC-12 был перебазирован в Сочи. Как сообщил председатель совета директоров Dexter Евгений Артюхов, к 4 июня компания приобретет еще один такой же самолет и разместит его в Самаре. До конца года Dexter рассчитывает довести свой парк до 13 Pilatus и летать на них из девяти городов России.
По словам г-на Артюхова, концепция авиатакси, которую его компания реализует с октября 2007 года, предусматривает предоставление услуг деловой авиации по нетрадиционно низким для этого бизнеса ценам. Снижение себестоимости услуг достигается, во-первых, за счет использования относительно дешевых в эксплуатации одномоторных винтовых самолетов Pilatus швейцарского производства (а не реактивных воздушных судов, которыми пользуются другие компании деловой авиации). Во-вторых, этой цели должно способствовать размещение парка не только в столицах (что также характерно для российской деловой авиации), а в виде сети филиалов, каждый из которых максимально приближен к потребителям своего региона. Это позволяет ускорить время исполнение заказа и избежать «порожнего» перегона самолетов. Тарифы Dexter построены из расчета 160 руб. за 1 км перелета, что примерно соответствует 2 тыс. долл. за летный час. У «традиционных» компаний деловой авиации стоимость летного часа начинается от 15 тыс. долларов.
Реализацию этой схемы Dexter начала на четырехместных самолетах М-101Т российского производства. Три такие машины до сих пор находятся в парке компании, однако, по словам г-на Артюхова, их технические характеристики оказались недостаточны для обслуживания полетов на дальности до 1000 км, на которую ориентируется Dexter. Поэтому теперь компания связывает свое будущее с восьмиместным Pilatus. Три такие машины уже поступили в парк компании, поставка еще одной ожидается в начале июня. До конца 2008 года компания намерена приобрести еще четыре такие машины непосредственно у производителя -- одноименной швейцарской компании, и еще пять -- на вторичном рынке.
По словам г-на Артюхова, проект финансируется из собственных средств акционеров Dexter, которые вложили в проект 25 млн долл., а также кредитов IFC (подразделение Всемирного банка, 15 млн долл.) и южноафриканского банка Standard (25 млн долл.). Самолет Pilatus, говорит он, стоит 3,7 млн долл. (вместе с российскими ввозными пошлинами и НДС -- 4,5 млн долл.). Импортные пошлины Dexter уплатила в обычном порядке, чтобы обеспечить российскую регистрацию своего флота.
По мнению г-на Артюхова, бизнес авиатакси сможет быть рентабелен только при условии создания обширной сети национального масштаба. В ближайшие пять лет компания рассчитывает довести свой парк до 50--60 самолетов. С 2011 года в него будут включены также легкие реактивные четырехместные машины Cessna Mustang. Контракт на поставку 20 таких самолетов Dexter подписала на прошлой неделе. Первую прибыль компания рассчитывает получить в 2010 году.