Как и пообещал премьер-министр Владимир Путин на открытии второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС), одним из первых решений правительства будет пересмотр
основных направлений налоговой политики. Премьер обещание «в ближайшее время стимулировать нефтедобычу» сдержал. Благодаря неподдельному интересу Путина к «формированию лучшей в мире налоговой системы» (из его "инаугурационной" премьерской речи в Думе 8 мая) уже на первом заседании президиума правительства в понедельник помимо трех «маленьких», не слишком весомых содержательно законопроектов появился четвертый и даже очень заметный. Премьер чрезвычайно умело нажал на Минфин и извлек практически моментально (что такое две недели для подготовки законопроекта -- в российском кабинете министров их готовят годами) налоговые преференции для «нефтянки». Справедливости ради отметим, что министр финансов
Алексей Кудрин начал говорить о возможном снижении бремени на нефтяников еще во время своих весенних налоговых дискуссий с МЭРТ.
Основой законопроекта стали идеи, высказанные Владимиром Путиным две недели назад в Усть-Луге. Это снижение налога на добычу полезных ископаемых, учет амортизации нефтяных месторождений, семилетние налоговые каникулы и дифференциация акцизов на автомобильное топливо. Этот закон правительство постарается провести через парламент уже в весеннюю сессию.
Высокопоставленный чиновник из Белого дома пояснил «Времени новостей», что «снижение НДПИ в первую очередь предполагается достигнуть за счет повышения минимального уровня облагаемой базы с 9 долл. за баррель до 15 долларов».
Наконец, новый проект закона учтет «выработку» месторождений: амортизацию, труднодоступность, качество добываемой нефти.
Принципиально иное, чем было до сих пор, решение касается изменения акцизов на автомобильное топливо. Их дифференциация отныне установлена в зависимости не «от октанового числа», а от класса топлива. Чем выше класс, тем ниже акциз. Причем законопроект предлагает: ниже третьего класса лучше не опускаться. А ставки в итоге будут таковы: самый высокий, пятый класс -- 3170 руб. за тонну, четвертый -- 3300, третий -- 3900 руб. За компанию с автоакцизами проиндексировали и акцизы на табак: с 2009 года они вырастут на 28% на папиросы и на 20% на сигареты.
Что касается изменения НДПИ, то, по словам правительственного источника, «за основу были взяты идеи Министерства промышленности и торговли». Кстати, вторую часть своего названия -- торговлю -- ведомство Виктора Христенко намерено забрать у Министерства экономического развития полностью, включая внешнюю торговлю и ведение переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Во всяком случае именно такое решение было принято на днях на заседании правительственной комиссии по административной реформе. И случится это окончательное утверждение все на том же президиуме правительства 26 мая, где будут рассматриваться новые положения о министерствах и прочих правительственных структурах.
Судя по всему, сферой НДПИ налоговые новации не ограничатся. Чиновник из Белого дома вчера всячески подчеркивал, что реформирование НДПИ -- это только начало. И правительство Путина примет решение по наиболее актуальным налогам (ЕСН и НДС) к 1 августа.