Накануне было объявлено, что выручка тайваньской компании Acer в первом квартале 2008 года выросла на 28% и впервые превысила 4 млрд долл., составив 4,04 млрд долл. Чистая прибыль в первом квартале 2008 года составила 93,63 млн долл. Наибольший доход компании принесли продажи компьютеров в регионах EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), в том числе ноутбуков -- 60% (против 64% за аналогичный период 2007 года), мониторов -- 29% (28% в 2007 году), десктопов -- 10% (7% за первый квартал 2007 года) и проекторов -- 1%. Сокращение доли ноутбуков, уточняет глава российского представительства Acer Глеб Мишин, объясняется снижением цен на них.
Успехи Acer действительно велики. По итогам продаж в 2007 году компания заняла первое место в сегменте ноутбуков в десяти странах, включая Россию, и второе в сегменте портативных ПК в 12 странах.
К 2010--2012 годам мировой рынок ноутбуков будет расти со скоростью 60--70% в год, в то время как рост рынка настольных компьютеров уже сейчас фактически остановился, прогнозирует г-н Мишин. По его словам, на российском рынке ноутбуков Acer не рассчитывает встретить сопротивление. Почему это не так и что намерены предпринять российские сборщики ноутбуков, удалось выяснить корреспонденту «Времени новостей».
«На первую пятерку поставщиков ноутбуков приходится 75% продаж. На нашем рынке есть место для нескольких поставщиков, -- говорит Глеб Мишин. -- И они будут играть все большую роль. Остальные либо уйдут с рынка, либо будут поглощены другими компаниями».
Российские производители с этим выводом не согласны, хотя ситуация на отечественном рынке ноутбуков пока подтверждает слова г-на Мишина. Российские Rover Computer и группа Merlion (выпускала ноутбуки под брендом iRu) еще в 2004 году были крупнейшими сборщиками ноутбуков в стране, но в 2005 году уступили лидерство зарубежным компаниям, а iRu вовсе прекратила сборку. Роль Acer в этом печальном событии значительна -- компания продавала свои
ноутбуки в России по очень низким ценам.
Теперь еще один российский производитель -- Depo Computers объявил, что намерен завоевать 15% внутреннего рынка ноутбуков к 2010 году. В Acer сомневаются, что это возможно. Того же мнения поддерживается Евгения Тарасова, специалист по связям с общественностью из Kraftway (крупнейший отечественный производитель компьютеров): «Производство ноутбуков со сложной архитектурой и коротким циклом для нас неинтересно. Возможно, с появлением инвестора или свободных финансовых средств мы примем другое решение, и ситуация изменится».
«Давайте подумаем: где производятся комплектующие? Где выше стоимость труда и энергоресурсов? У кого больше объем закупок и соответственно ниже цены? -- аргументирует Глеб Мишин. -- Производить ноутбуки локальным производителям экономически неэффективно».
«В Acer лукавят, -- утверждает Сергей Эскин, генеральный директор Depo Computers. -- Точно так же выглядит ситуация и с настольными компьютерами. Руководствуясь логикой представителей Acer, у них должны быть низкие цены на настольные компьютеры. Так ли это? Нет. 40% рынка США принадлежит не корпорациям, а локальным игрокам. Им никто не мешает. За словами Acer стоит совершенно другое. Проблема в том, что чем больше компания, тем она неповоротливее. Она теряет динамику, не успевает за новинками, отслеживанием покупательского тренда. И все, что делает такая компания для локального рынка, получается плохо. Это позволяет другим игрокам вести себя более гибко. Еще один важный момент, который Acer предпочитает не озвучивать, -- разные нормативы рентабельности. Рынок ноутбуков быстро развивается. И компании с длинным циклом планирования просто за ним не успевают. В итоге это приводит к затовариванию рынка или дефициту ноутбуков ровно в то время, когда они востребованы больше всего -- подобную ситуацию в рознице мы наблюдаем в течение трех лет. В этом случае теряется даже ценовое преимущество, которым любят оперировать в Acer. Хотя и оно относительно -- та же Acer не показывает наценку для корпоративных пользователей».
На противоречия в цифрах указывают и аналитики. В отчете Acer сказано, что за первый квартал 2007 года компания продала 632 тыс. ноутбуков, в то время как по данным аналитической компании Gartner цифра иная -- 178 тыс. штук.
Если верить цифрам, озвученным вчера Acer, за первый квартал уже 2008 года компании удалось продать более 1 млн ноутбуков, что, как считает Gartner, больше продаж за три квартала 2007 года на всем российском рынке (946 тыс.). Примерно та же ситуация и с продажами персональных компьютеров. По данным Acer, уже в первом квартале 2008 года им удалось продать более 2 млн ПК. В то же время, как подсчитала Gartner, объем всего российского рынка ПК за 2007 год больше лишь в два раза -- 5 млн 365 тыс. штук. Как удалось Acer занять почти половину российского рынка только за один квартал, в компании прокомментировать не смогли.
Наш источник в Depo Computers сообщил, что осенью компания выведет на рынок собственные ноутбуки. Ожидается, что среди них будут и недорогие, по цене 12--13 тыс. руб. Стоимость самого дешевого ноутбука может начинаться от 10 ты. руб. Если так, то отечественный производитель пытается бить Acer его же оружием -- дешевизной.