|
|
N°87, 21 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто не успел -- не опоздал
Музейно-выставочный бум в Москве продолжается
Несмотря на прошедший 18 мая День музеев и закрывшуюся ярмарку «Арт-Москва», интенсивность художественной жизни столицы и не думает ослабевать. Открытые к 18 мая экспозиции работают. Новые вернисажи не заставляют долго ждать. Однако все по порядку...
Ярмарка «Арт-Москва» в этом году удивила прежде всего эпатирующим сознание многих галеристов гигантским пустым коридором третьего этажа. Пустой коридор -- следствие ввода экспертным советом ярмарки новых критериев отбора галерей. За качество решили бороться радикально. Вот потому вместо традиционных двухсот галерей выбрали 45. По мнению директора галереи XL Елены Селиной, это реабилитация той культуртрегерской, просветительской миссии «Арт-Москвы», которая была подзабыта в нуворишеском угаре последних лет. Действительно фильтрация пошла ярмарке на пользу. Меньше опусов, сравнимых со скабрезными анекдотцами, рассказанными в новорусской компании, больше строгих инсталляций, убеждающих своей сделанностью, формальными качествами как таковыми. То есть раньше «Арт-Москва» как бы торговала искусством для украшения рублевских дач, а сейчас воспитывает вкус офисных яппи. Возвращается идея иерархии ценностей. Потому лучше всего продались в этом году топ-хиты галерей: произведения, сертифицированные звездными именами, отменным качеством и высокой ценой. О конкретных цифрах экспертный совет предпочитает умалчивать, но 500 ушедших вещей (среди которых работы звезд российских и зарубежных -- Микеланджело Пистолетто, Виктор Пивоваров, Олег Кулик, Ян Саудек, Джонатан Меезе) позволяют говорить о неплохом коммерческом успехе ярмарки.
Апогей весеннего синдрома «встречи с прекрасным» был в ночь на 18 мая. Ночь открытых дверей в галереях организовали артцентр «Винзавод» и компания marka:ff. Программа названа «Доутрарт». Включала в себя туры по галереям с новыми выставками, перфомансы и концерты на открытых площадках, мастер-классы, показы фильмов и мультфильмов. На «Винзаводе» количество посетителей можно было сравнить с ежедневной туристической нагрузкой на какой-нибудь музей-гигант вроде Лувра или Эрмитажа. Толпа текла в Сыромятники устрашающей рекой прямо от площади Курского вокзала. Затем заполняла винзаводские галереи. Благо, в них есть что посмотреть. В XL, в частности, новый видеоарт группы «Синий суп» (эзотерический слепок компьютерной игры), в галерее Гельмана -- выставка Алексея Каллимы «Безымянная высота» (виртуозный пастиш -- диалог с историей отечественного искусства XX века). Новые проекты показали Филипп Донцов в Айдан-галерее, Мария Серебрякова в «Риджине». Специально к Дню музеев компания RIGroup и Мультимедийный комплекс актуальных искусств открыли на «Винзаводе» два новых зала. В Зале славы на гигантских экранах показывают видеоарт знаменитой художницы-феминистки Барбары Крюгер «Двенадцать» о зомбированности сознания и невозможности преодолеть навязчивый кошмар превращения реальной жизни в эрзац, сфабрикованный по сценарию мыльной оперы. В зале «Инкубатор» молодой Илья Трушевский предложил свою критику гламура, которую известный галерист из Петербурга назвал предъявлением технологии сюрреалистического сна (инсталляция «Сладкое»). Пустыня из сахара, фонтан, бьющий моющим средством «Фейри», блестящие черепашки в стразах, сидящие в аквариумах, каскады мыльных пузырей... Эффективность работы с коллективным бессознательным проверялась на реакции посетителей. Она действительно фейерическая. И дети, и взрослые, как дети, в сахарных дюнах с черепахами устраивают подобие фотосессий, брызгаются пеной, гоняются за мыльными пузырями, которые, как известно, есть символ призрачного счастья. То есть своей реакцией подыгрывают художнику на сто процентов. Еще раз убеждаешься, что хэппенинг (импровизационный спектакль -- действо с вовлечением неподготовленных зрителей) для современного искусства -- стратегия ой какая важная! Приятно, что Трушевского вместе с тремя именитыми коллегами (Борис Орлов, Сергей Братков, Андрей Монастырский) в эту же музейную ночь на «АРТСтрелке» наградили премией «Соратник». Она учреждена Ольгой Лопуховой и Антоном Литвиным как премия художникам от художников. Никакие кураторы, критики, галеристы в нее не вмешиваются. Просто сами «артисты» по спискам голосуют за своих коллег. Кто больше набрал голосов, тот и выиграл. Сумма выигрыша символическая -- сто один доллар (по количеству голосовавших). В придачу трехлитровый «Русский стандарт», который по завершении церемонии распивается дружной компанией.
С истечением музейной ночи артжизнь Москвы и не думает сбавлять обороты. Работают все выставки «Винзавода», открылся новый филиал центра дизайна ARTPlay на Яузе, галерея Гари Татинцяна показывает опусы создателя «искусственного реализма» ироничного американца Джорджо Кондо. В галерее «Эра» гостит петербургский центр Anna Nova. Показывают искусство мэтра новой метафизической живописи Бориса Кошелохова.
В понедельник в Музее современной истории России на Тверской состоялась презентация каталога «Энергия + Искусство». Он посвящен циклу выставок, устроенных РАО «ЕЭС России», на тему света. Благодаря куратору Юрию Никичу регулярно открывавшиеся с 2002 года экспозиции были примерами талантливой артинтервенции в сонное пространство традиционного музея. Последняя, открывшаяся на прошлой неделе выставка «Открытие света» особенно удачна благодаря четкой выстроенности экспозиции, включающей движение идей света в разных концептуально осмысленных средах, от тюрьмы до мерцающих созвездий. Много хороших работ (Анна Желудь, Юрий Аввакумов, Андрей Филиппов, Сергей Шутов, Ольга и Александр Флоренские и снова Трушевский...).
На очереди не менее значимые и знаковые события. Завтра в Успенской звоннице Московского Кремля открывается выставка «Самураи. Сокровища воинской знати Японии». Древние клинки, шлемы, доспехи, театральные костюмы привезли из Японии впервые. А завершится месяц первой Московской архитектурной биеннале, программа которой обещает немало событий.
Сергей ХАЧАТУРОВ