Градостроительный совет Нижегородской области на своем недавнем заседании одобрил проект застройки левого берега Волги в районе Нижнего Новгорода. Согласно планам областного правительства через 20 с лишним лет здесь должен вырасти так называемый «город будущего» -- «Глоб-таун», где смогут жить и работать полмиллиона человек. Небоскребы высотой 600 метров и гигантская сфера диаметром 120 метров -- такого еще не видел не только Нижний Новгород, но и Россия. Да и в мире подобных высоток пока немного. Нижегородские архитекторы и экологи восприняли «глобальный проект» скептически.
По словам заместителя губернатора по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике Владимира Иванова, сама идея использования свободной территории напротив Нижегородского кремля и размещения там различных градостроительных объектов витала в воздухе давно, но только
с приходом в регион губернатора Валерия Шанцева было найдено приемлемое решение. Сейчас разрабатывается проект детальной планировки проекта, он будет готов к концу 2008 года. Около двух-трех лет уйдет на инженерную подготовку местности, а полностью проект строительства нового города в Борской пойме Волги планируется реализовать к 2030 году.
Новый город «напротив Нижнего Новгорода» нарисован по чертежам итальянских зодчих. «Когда мы в первый раз посетили Нижний и увидели совершенно пустые пространства на противоположном от кремля берегу Волги, мы сразу подумали об Австралии и Америке, -- говорит главный архитектор проекта Данте Бернини. -- Символом города, который мы придумали, станет гигантская сфера, так же как Опера в Сиднее или статуя Свободы на Манхэттене. Новый город разместится на площади более 3 тыс. гектаров, а жить и работать в нем смогут полмиллиона человек. Это будет город, который зарождается с нуля и в котором сразу будет все, что необходимо для жизни. Кроме того, в нем разместится центр международной торговли -- три башни высотой по 600 метров. В то же время высота основных зданий составит примерно 250 метров. Центром города станет гигантская сфера -- так называемый «Глобус» диаметром 120 метров (отсюда и название нового города «Глоб-таун». --
Ред.). Внутри будут находиться оперный театр, библиотека и другие культурные заведения».
По словам г-на Бернини, разработана транспортная система и внутри нового города, и связывающая новое образование с Нижним Новгородом. В частности, предполагается прорыть подземный тоннель под рекой для метро и автомобилей. В новом городе помимо плотной жилой застройки и множества офисных зданий построят порт, аквапарк, крупный оздоровительный центр, стадион и один из самых больших в Европе ботанических садов. В «Глоб-тауне» предполагается построить огромный развлекательный центр типа Диснейленда. Согласно проекту, половина территории будет отведена под частный сектор, 20% займут офисы, 15% -- развлекательные центры, еще 15% -- здания административного аппарата.
Справедливости ради следует заметить, что проект застройки Борской поймы пока только проект, недетализированный и неконкретизированный. Тем более что претензий к нему со стороны самых различных организаций и ведомств хоть отбавляй. Что и выяснилось в ходе заседания градостроительного совета.
По словам губернатора Валерия Шанцева, в силу отсутствия в Нижнем Новгороде достаточных площадей для жилищного строительства проект необходимо принять и начать рассматривать как можно раньше. «В настоящее время перед нами стоит задача строить по 3,5 млн кв. метров жилья в год, а мы строим только 1 млн, потому что нам не хватает места для застройки. Реализация же проекта позволит ввести еще 9,5 млн кв. метров жилплощади», -- привел свои аргументы глава региона. Однако у нижегородских архитекторов нашлись свои контраргументы. В частности, поступило предложение для начала провести научную экспертизу проекта, чтобы определить степень развития транспортной сети в пределах нового города, а также соблюсти оптимальный баланс между площадью застройки и природной территорией Борской поймы.
Архитекторы считают, что обязательно нужно сохранить «линию горизонта». Просто потому, что вид на заволжские дали с Волжского откоса -- это изюминка Нижнего Новгорода. Противники проекта сразу заговорили о сокращении этажности зданий будущего города. Нижегородская архитектурная общественность выступила резко против данного градостроительного решения итальянских коллег. Взять те же здания по 600 метров высотой -- кто в них будет жить или даже работать? Неужели земля в районе Нижнего Новгорода стоит так же дорого, как в Нью-Йорке, чтобы уродовать горизонт такими высокими башнями? Ради чего или кого собрались бить мировые рекорды этажности -- ради иностранных инвесторов? Ничего другого предложить не можем, так возьмем глобализмом? Так что небоскребы «Глоб-тауна» в окончательном варианте, видимо, будут значительно ниже, нежели нарисовали итальянцы. Насколько? Вопрос пока открытый.
Дорабатывать проект также собираются итальянцы. В частности, гильдия архитекторов Венеции сделала официальное заявление о своей готовности участвовать в проекте строительства «Глоб-тауна». Координатор гильдии Пьетро Гальсони считает, что венецианские архитекторы имеют значительный опыт строительства в сложных условиях береговой полосы, который целесообразно использовать в других регионах на местности, где реализация строительных проектов предполагает гармоничное сочетании суши и воды. «Местность рядом с Нижним Новгородом и проект нового города предусматривают как раз такой вариант -- гармония земной твердыни и водной глади, -- говорит венецианский архитектор. -- Наш город построен более чем на сотне маленьких островов, между которыми проложено 150 каналов. Архитекторы веками вырабатывали технологии строительства и сохранения зданий в условиях близкой воды, причем уровень воды постоянно менялся».
Здесь кроется еще одна проблема, которая может возникнуть при строительстве. Борская пойма Волги в весенний период регулярно затапливается водой. Вода поднимается на восемь-девять метров, а однажды, в 1926 году, при слиянии паводков Оки и Волги вода поднялась почти на 13 метров. Перепад уровней воды на Горьковском водохранилище -- 18 метров. От затопления левый берег спасают плотина и дамба. В случае прорыва плотины волна из-за разницы уровней достигнет высоты девяти-десяти метров и смоет все на своем пути. Однако у итальянских архитекторов, похоже, особые отношения с водной стихией. «Вода -- это ценный экологический ресурс, который мы должны разумно использовать, ведь самые красивые города находятся на воде, -- говорит один из авторов проекта архитектор Лука Гонзо. -- Венеция вся покрыта сетью каналов, но это лишь делает ее еще более прекрасной».
По мнению бывшего главного архитектора Нижнего Новгорода Вадима Воронкова, существует ряд причин, вызывающих опасение архитектурной общественности. Например, карстовые провалы. Борская пойма очень похожа на Сормовскую: одна на правом берегу Волги, а другая -- на левом. Обе поймы имеют одинаковое геологическое строение. Но от глобальной застройки Сормовской поймы власти в свое время отказались -- сплошные дыры под землей. Мягкая порода на глубине (в основном гипс) вымывается подземными водами, и образуются пустоты. С другой стороны, современные технологии позволяют избежать карстовых обвалов: в пустоты можно закачать специальный раствор. Однако это стоит больших денег.
Согласно генеральному плану развития города Борская пойма рассматривается как зона повседневного активного отдыха нижегородцев. Конкретнее -- как потенциальное место для устройства гидропарка. Кроме того, застройка поймы неизбежно повлечет за собой слияние городов Бора и Нижний Новгород. И как следствие -- превращение Нижнего в глобальный мегаполис. Нижний Новгород в принципе уже сегодня вполне тянет на мегаполис европейского уровня. По мнению противников проекта, нет смысла укрупнять и так огромное урбанистическое образование.
У представителей законодательной власти региона претензии иного рода. «Единственно мне хотелось бы понять сегодня, насколько серьезной будет доля участия областного бюджета в этом грандиозном мероприятии, поскольку существуют менее затратные формы развития города, -- говорит депутат законодательного собрания Нижегородской области Владислав Егоров. -- Однако правительство предпочитает разрабатывать мегапроект, нежели эволюционным образом развивать город в уже отработанных и понятных направлениях. Объяснение этого, с точки зрения правительства, совершенно понятно, оно желает создать элитный микрорайон, по сути, город в городе. И продавать там землю по огромной стоимости потенциальным инвесторам, застройщикам. Вопросов масса -- и юридических, и финансовых, и экологических. А за всем этим стоит главный вопрос, который всегда стоит за глобальными проектами регионального правительства: насколько целесообразны, насколько эффективны, насколько приоритетны затраты ресурсов на этом направлении в сравнении с потребностями других направлений развития Нижегородской области?»
Аргументы областного правительства сводятся к одному железобетонному тезису -- «надо думать о перспективе». «В исторической части Нижнего Новгорода мы не можем реализовать этот проект, потому что здесь невозможна высотная застройка, -- говорит губернатор Валерий Шанцев. -- В заречной, где превалирует архитектура советской эпохи, любые современные вкрапления тоже будут смотреться нелепо, поэтому свободная территория в Борской пойме -- очень удобное место. А бояться ничего не надо. Если всего бояться и не мечтать, мы так и будем жить в бедламе. И не надо нас пугать масштабностью. Автозавод построили еще в 30-е годы. А какие технологии тогда были? Все на лошадях, на тачках, лопатами. А какие у нас сейчас возможности! А мы все боимся».
«Пора понять, что без современной инфраструктуры к нам никогда не придут инвесторы, -- считает г-н Шанцев. -- Проект, безусловно, масштабный -- тянет на 800 млрд руб. Тем не менее этот проект является для города крайне необходимым. Золотой век Нижнего был тогда, когда здесь были созданы условия для торговли в мировом масштабе. А разве придут сегодня международные корпорации в город без современных офисных зданий? Есть ли противники у этого проекта? Конечно, есть, но это скорее от недостатка информации. Людям надо дать возможность познакомиться с проектом, чтобы сделать объективный вывод. Ведь при строительстве Эйфелевой башни в Париже почти все парижане возражали, а теперь город никто не мыслит без этого сооружения».
Самым старым небоскребом мира остается нью-йоркский Эмпайр-стейт-билдинг, возведенный в 1931
году. Тогда он был самым высоким зданием Америки и мира -- 102 этажа и 381 метр высоты, но постепенно вытеснялся с ведущих позиций более молодыми конкурентами, и сейчас «небоскреб-ветеран» занимает девятое место среди самых высоких зданий в мире.
На первом месте по высоте сегодня Taipei International Financial Center, построенный в 2004 году на Тайване. Его высота составляет 571 метр. Панели этого небоскреба могут выдерживать порывы ветра
скоростью до 300 км в час. Чтобы обезопасить небоскреб от последствий землетрясений, на крыше здания установлен металлический шар весом 600 тонн, который должен стабилизировать колебания, вызванные подземными толчками. Самое высокое здание в России -- 61-этажный дом московского жилого комплекса «Триумф-Палас» высотой 264 метра. «Триумф-Палас» был также официально признан самым высоким жилым зданием Европы.