Четыре пожизненных срока получили члены националистической организации «Спас»,
устроившие летом 2006 года взрыв на Черкизовском рынке, унесший жизни 14 и причинивший ранения нескольким десяткам человек. Таков приговор Мосгорсуда, который был оглашен вчера вечером и основывался на вердикте присяжных, посчитавших, что восемь подсудимых не просто виновны, но и в большинстве своем не заслуживают снисхождения. Отсюда и суровые наказания -- те, кто не лишился свободы пожизненно, проведут в колониях от двух до 20 лет в зависимости от масштабов их «подвигов». Прокуратура празднует победу, а адвокаты уже начали писать жалобы в Верховный суд -- вчерашний приговор они назвали «кошмаром».
Выйти на группу «Спас», члены которой совершили серию терактов, следователям Моспрокуратуры удалось в ходе расследования взрыва, происшедшего на Черкизовском рынке. Около 10 часов утра 21 августа 2006 года там у одного из кафе прогремел мощный взрыв, в результате которого 14 человек погибли и 50 были ранены. Охранникам не только удалось заметить двух молодых людей, оставивших сумку с бомбой, но и поймать их. Ими оказались 20-летние студенты Илья Тихомиров и Олег Костырев. Вскоре задержали их соучастника, 18-летнего Валерия Жуковцова. На первых же допросах молодые люди заявили, что хотя они исповедуют националистические взгляды, но ни в какой организации не состоят. Позже следователи установили, что молодые люди все же числились в экстремистском сообществе -- так называемом военно-патриотическом клубе «Спас». Сначала был задержан руководитель клуба Николай Королев по прозвищу Никола, которого обвинили в том, что именно он вдохновил своих парней на теракт. Затем был арестован «учитель от бога», прапорщик ФСБ Сергей Климук -- в клубе он учил ребят рукопашному бою, ученики величали его Шаманом. Но как только Шаман попался, его подопечные как будто избавились от чар и стали роптать, что натворили дел по его наущению. В список обвиняемых вошли еще трое скинхедов: два студента из Московского педуниверситета -- Николай Качалов и Дмитрий Федосеенков, и курсант милицейского колледжа Никита Сенюков по кличке Змей.
Кроме теракта на Черкизовском рынке задержанным вменили еще серию взрывов -- в офисе прорицательницы Лилианы, в общежитии Московского завода автоматических линий, в редакции газеты «Русский вестник», в молельной мусульманской комнате в подмосковной Яхроме, а также в нескольких торговых павильонах в Москве и в зале игровых автоматов. При этом если на предварительном следствии обвиняемые бравировали тем, что совершили, рассказывали о своей борьбе «за чистоту нации», то на суде их пыл поостыл и называли они себя обычной шпаной.
Один из группы взрывников -- Сенюков-Змей был обвинен еще и в убийстве 17-летнего студента-первокурсника Госакадемии управления Вигена Абрамянца. Именно Сенюков, по версии следствия, зарезал молодого армянина на станции метро «Пушкинская» и был опознан свидетелями по записям камер наблюдения.
В итоге восьми «спасовцам» были предъявлены обвинения в организации и участии в преступном сообществе, терроризме, убийствах, а также незаконном обороте и изготовлении оружия и взрывчатых веществ.
Процесс с участием присяжных под председательством судьи Мосгорсуда Владимира Усова начался в конце января и проходил в закрытом режиме. Вердикт был оглашен 30 апреля. Присяжным пришлось ответить на 270 вопросов -- по каждому преступному эпизоду и виновности или невинности каждого из восьми подсудимых. Свое решение они обдумывали три дня, несколько раз им приходилось исправлять обнаруженные судьей неточности. Но решение это было единодушно -- виновны. Правда, терактом присяжные признали только взрыв на Черкизовском рынке, а остальные семь взрывов, по их мнению, не были устроены с целью посягательства на государственную власть. Поэтому судья вынужден был квалифицировать действия националистов как хулиганство. Вместе с тем присяжные сочли, что никто, кроме Жуковцова, снисхождения не заслуживает.
Свой приговор судья Усов выносил, основываясь на мнении присяжных и тех пожеланиях о степени наказания, которые высказали гособвинение и защита. Четверо подсудимых, повинных в трагедии на Черкизовском рынке (Илья Тихомиров, Олег Костырев, Сергей Климук и Николай Королев), как и просил прокурор, за терроризм и убийства получили пожизненные сроки. Присутствовавшие в зале суда хотя и предполагали такой исход, но до конца в это не верили. Как только судья объявил о высшей мере прапорщику ФСБ Климуку, зал просто замер. «Йес!» -- шепотом заликовал стоявший рядом с нашим корреспондентом мужчина в костюме, и на вопрос, в каком издании он работает, скромно ответил: «Просто работаю». А потом уверенно предсказал: «Будет четыре пэжэ (т.е. пожизненных. --
Ред.)».
Для остальных четверых наказания распределились так: Валерий Жуковцов получил 20 лет строгого режима (от «пэжэ» подростка спасло снисхождение присяжных), Никита Сенюков -- 13 лет, а Дмитрий Федосеенков и Николай Качалов -- по два года колонии.
Подсудимые после оглашения подавленными не выглядели. С некой бравадой они демонстрировали символику Славянского союза и обменивались репликами с единомышленниками, коих в зале было немало. За осужденных больше всего переживали их родные -- покидая зал суда, они плакали. Адвокаты говорили о невиновности подзащитных. Они наперебой старались убедить журналистов, что их клиента оговорили другие подсудимые, и оставались единодушными лишь в намерении обжаловать приговор.
«Приговор справедлив, а наказание соответствует содеянному», -- заявил гособвинитель Алексей Чумичев.