Самый главный кинофорум планеты, 61-й по счету, начнет свою работу сегодня на Лазурном берегу. В конкурсе 22 работы, сравнительно немного для Канна. «Год неурожайный», -- оправдываются организаторы. Впрочем, как сказать. Среди режиссеров признанные классики (Клинт Иствуд с «Оборотнем»), голливудские мастера (Стивен Содерберг с 4,5-часовым биопиком «Че» и Чарли Кауфман с «Синекдохой»), известные в крайне узких кругах европейские авторы (Корнель Мундручо с «Дельтой» и Нури Бильге Джейлан с «Тремя обезьянами») и каннские завсегдатаи (братья Дарденны с «Молчанием Лорны»). Непривычно полно представлена Латинская Америка: в конкурсе четыре картины из Бразилии и Аргентины, причем одна из них -- мистический триллер «Слепота» бразильца Фернадо Мейрелеша («Город Бога») -- и будет показана на открытии.
Внеконкурсных звездных премьер, как всегда, будет предостаточно. 18 мая, за три дня до выхода в мировой прокат, Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Харрисон Форд представят публике «Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа». И хотя опыт показывает, что каннский прием практически не влияет на сборы блокбастеров (
провал «Кода Да Винчи» на открытии два года назад совершенно не помешал коммерческому успеху картины), присутствие нового «Индианы Джонса» в Канне выглядит вполне уместным. Ведь именно Канн начиная с 90-х годов сознательно проводит линию на синтез авторского и жанрового начал в современном кино. И еще одна внеконкурсная премьера, о которой невозможно не упомянуть: Вуди Ален покажет эротическую драму-комедию «Вики Кристина Барселона». В роли любовного треугольника Хавьера Бардем, Скарлет Йохансон и Пенелопа Крус.
Как уже писала наша газета, российское участие в Канне-2008 сводится к трем полнометражным картинам в параллельных программах, что очень неплохо. Наконец-то в Европе узнают, что у нас есть не только Сокуров со Звягинцевым, но и молодые режиссеры, работающие в совершенно иной манере. В «Неделе критики» Валерия Гай Германика представит тинейджерскую картину «Все умрут, а я останусь». В «Двухнедельнике режиссеров» покажут криминальную драму «Шультес» Бакура Бакурадзе. А документалист Сергей Дворцевой дебютирует в «Особом взгляде» с экзотическим «Тюльпаном» (фильм снимался в Казахстане).
Но этим российское присутствие на Круазетт не ограничивается. На территории Международной деревни впервые в каннской истории
откроется российский павильон -- в честь празднования столетия российского кинопроизводства и 50-летия присуждения «Золотой пальмовой ветви» фильму «Летят журавли». Звучит впечатляюще, выглядит куда скромнее. Международная деревня -- это такая череда пластиковых палаток (наподобие тех, в которых продают шаурму на окраинных станциях метро), где можно получить базовую информацию о национальных кинематографиях и выпить дармовой бокал шампанского. Такие павильоны давным-давно есть практически у всех европейских стран, от Польши до Исландии. Теперь вот появился и у России.
А парадокс ситуации заключается в том, что люди, отправляющиеся в Канн рассказывать о будущем российского кино, даже в своем собственном будущем в эти дни не могут быть уверены. Недавний указ об упразднении Федерального агентства по культуре и кинематографии и передаче его полномочий Минкульту на практике означает, что государственные деньги, достаточно щедро выдаваемые на нужды нашего кино Михаилом Швыдким и Александром Голутвой, будут теперь под контролем нового министра культуры Александра Авдеева. Не уверен, что это лучший подарок к столетнему юбилею.