Волжский автозавод в канун Дня Победы сделал Чеченской республике подарок: совместно с российскими специалистами ГУП «Аргунский завод «Пищемаш» начало выпуск автомобилей ВАЗ-21074. Две первые машины, сошедшие с конвейера 8 мая, по словам заместителя министра промышленности Султана Рахмаева, будут подарены президенту Чечни Рамзану Кадырову и губернатору Самарской области Владимиру Артякову. В перспективе, по сообщению министерства промышленности республики, планируется выпускать до 20 автомобилей в сутки, а к 2010--2011 годам довести мощность предприятия до 30 тыс. машин в год. Впрочем, руководство региона в ближайшей перспективе намерено наладить сборку не только «семерок» и «Нив», но и ВАЗ-21099 и Lada Priora. «Мы планируем развивать автомобильную отрасль в республике и открыть в ближайшие годы до десяти заводов, которые будут заниматься не только сборкой, но и производством комплектующих, компонентов и деталей машин», -- отметил г-н Рахмаев. По словам Рамзана Кадырова, к этому Чечня шла долгих два года, и приход «АвтоВАЗа» в республику должен стать «примером для других».
В январе 2008 года «АвтоВАЗ» и правительство Чечни заключили соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым завод обязался оказать содействие Чечне в организации сборочного производства автомобилей Lada, разработке программ обучения рабочих и специалистов, а также в определении номенклатуры автомобильных комплектующих для изготовления на территории республики. Изначально планировалось выпускать только две модели «АвтоВАЗа» -- Lada 2107 и бронированные версии внедорожника Lada 4X4 («Нива»). Однако, по данным пресс-службы президента Чечни, в скором времени предприятие также начнет сборку седанов ВАЗ-21099. В целом в рамках этого проекта «АвтоВАЗ» и Чеченская Республика планируют построить четыре завода по выпуску комплектующих и один завод по сборке автомобилей. По словам замминистра г-на Рахмаева, 75 чеченских специалистов, которые будут работать на предприятии, уже прошли обучение на «АвтоВАЗе» и теперь помогают монтировать оборудование и налаживать производство.
Аналитики пока не берутся прогнозировать успешность предприятия и говорят, что соглашение с «АвтоВАЗом» -- скорее политический, чем экономический шаг. Некоторые эксперты полагают, что для автоконцерна это не более чем удобный случай выгодно разместить свои устаревшие линии, перенос производства которых позволит ему сохранить лидерство в сегменте недорогих автомобилей. Да и правительство республики окажет концерну содействие в продвижении собственной продукции, укреплении бренда Lada и получении региональных налоговых льгот. Впрочем, для Чечни плюсов от сотрудничества не меньше. Основной из них -- это ликвидация безработицы. Сборка «семерок», производство комплектующих и
автозапчастей только до конца этого года позволят задействовать около тысячи рабочих, а в планах чеченского правительства довести эту цифру до 10 тыс. рабочих мест к 2010 году.
«АвтоВАЗ» окончательно ликвидировал перекрестную структуру владения акциями, которая ранее затрудняла для автопроизводителя привлечение стратегического инвестора. По сообщению компании, 8 мая завершился процесс конвертации акций дочерних предприятий -- ЗАО «ЦО АФК» и ОАО AVVA -- в свои акции, выпущенные в ходе допэмиссии. Для этого «АвтоВАЗ» ранее выпустил по одной дополнительной эмиссии акций для каждой из «дочек»: 8 мая размещено 96,9% акций, выпущенных для обмена на бумаги ЦО «АФК» (или 320 млн штук), а в конце апреля аналогичным образом были размещены акции допэмиссии, предназначавшиеся для обмена на акции ОАО AVVA (92,6% от выпуска, или 157 млн штук). Таким образом, на предприятии завершился последний этап ликвидации схемы перекрестного владения, который открыл дорогу французской Renault в получении 25% и одной акции предприятия. «Рособоронэкспорту» и «Тройке Диалогу» достанутся 75% минус одна акция «АвтоВАЗа».