Время новостей
     N°141, 06 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2000
Ослобождение
Начался последний акт югославской драмы
В Югославии фактически началась гражданская война. Конституционный суд страны аннулировал результаты первого тура президентских выборов, прошедших 24 сентября, и отменил второй тур, который должен был состояться послезавтра. Председатель КС Милутин Срдич пояснил, что новые выборы могут быть назначены через несколько месяцев, поскольку мандат президента Слободана Милошевича истекает только в июне 2001 года. (Стоит напомнить, что досрочные выборы были назначены Белградом именно для того, чтобы у действующего главы государства было больше шансов.) После того как решение судей было обнародовано, обстановка в Белграде резко обострилась. Десятки тысяч противников властей, которых оппозиция еще накануне призвала на грандиозный митинг протеста, прорвались в здание союзной скупщины, стычки с полицией завязались еще днем, к вечеру они переросли в полномасштабные столкновения. Лояльное властям телевидение объявило, что «город погружается в пучину террора», после чего демонстранты захватили здание телецентра. «Милошевич теряет контроль над ситуацией», -- заявил вчера официальный представитель администрации президента США.

Как будут дальше развиваться события в Югославии, не берется предсказывать никто, но все сходятся в одном -- совместными усилиями созданы самые благоприятные условия для наихудшего сценария. Оппозиционеры ни в каких новых выборах участвовать не собираются: они убеждены в том, что их кандидат Воислав Коштуница уже одержал чистую победу, и, судя по накалу страстей, будут защищать ее любой ценой. Принимать участие в новых выборах -- значит согласиться на ложь режима Милошевича и стать соучастниками этой лжи, считает Коштуница. У официального Белграда своя логика: вы подавали апелляцию и говорили о нарушениях? Пожалуйста, мы пошли вам навстречу, пусть народ вновь свободно выскажет свою волю.

Мировое сообщество, которое, как обычно, раскололось на «врагов» и «друзей» Милошевича, оказалось после вчерашнего решения КС в странной ситуации. Запад, который сразу и безоговорочно поверил в победу Коштуницы, потому что на выборах было много нарушений, оказывается теперь фактически заложником сербской оппозиции. Не лучше и положение России: Москва признала результаты первого тура выборов (любопытно, что Госдума приняла соответствующую резолюцию в тот самый день, когда югославский КС эти результаты отменил) и устами Владимира Путина настойчиво предлагала посредничество между «обоими вышедшими во второй тур голосования кандидатами», чтобы повторное голосование прошло нормально. Москва не оставляет намерения содействовать урегулированию -- вчера в Индии президент России еще раз повторил приглашение, а министр иностранных дел Иванов высказался в том смысле, что теперь, когда выборы перенесли, российская посредническая активность приобретает еще большее значение.

Впрочем, пока не похоже, чтобы миротворческая роль России была востребована. Коштуница еще в среду, то есть до последнего витка напряженности, отказался приехать в российскую столицу, сославшись на неконкретность кремлевских предложений. Во всей этой истории Москва, похоже, больше всего озабочена тем, чтобы не сбить мушку своего «сбалансированного подхода» к развитию кризиса и не расплескать мучительную озабоченность проблемой невмешательства во внутренние дела суверенного югославского государства (нынешний лидер которого, кстати, на предложение Владимира Путина приехать в гости вообще не ответил). Милошевич обладает дьявольской способностью заставлять всех вокруг себя играть по установленным им и выгодным только ему правилам -- и «заграница» в очередной раз попадается в эту ловушку. До того как Слобо сделал свой последний ход (не верится, что конституционный суд, известный полной лояльностью президенту, в данном случае вдруг прозрел и принял независимое решение), никому из влиятельных мировых лидеров не пришла в голову простая вещь: вместо того чтобы добиваться невозможного -- добровольной отставки Милошевича -- или поздравлять с выходом во второй круг обоих, потребовать формирования авторитетной комиссии, которая просто-напросто проверила бы законность и честность состоявшихся 24 сентября выборов. Сербская оппозиция, кстати, об этом говорила -- но никто ни на Востоке, ни на Западе ее не услышал.

Похоже, что в десятилетней югославской драме наступает заключительный акт. Хроника распада большой Югославии -- это история того, как все участники конфликта -- сами жители Балкан, Запад, Россия, международные организации -- последовательно совершали одни и те же ошибки. В различных вариациях это происходило и в начале 90-х в Хорватии, в середине 90-х в Боснии, в конце 90-х в Косове. Сегодня от титовской Югославии осталось всего ничего -- но и эти, последние грабли никто обходить не собирается.

Федор ЛУКЬЯНОВ, Андрей СТАХОВ