B субботу в Сиэтле, в штаб-квартире Microsoft,
на заключительном этапе переговоров исполнительный директор компании Стив Балмер предложил соучредителям и совладельцам Yahoo Джерри Янгу и Дэвиду Фило 33 долл. за каждую акцию поисковика (при текущем предложении 29,4 долл.). Общая сумма сделки по приобретению Yahoo достигла, таким образом, 47,5 млрд долл. Однако Yahoo хотела получить как минимум 37 долл. за акцию. Вернувшись вечером того же дня в Калифорнию, г-н Янг созвонился с г-ном Балмером и, очевидно, сообщил, что не готов пойти на уступки. После этого Microsoft немедленно отказалась от сделки, о чем письменно и уведомил Стив Балмер г-на Янга. Текст этого письма сразу стал известен благодаря публикации techcrunch.com.
Случившееся квалифицируется не иначе, как неудача Microsoft. Стив Балмер в письме утверждает, что Microsoft намерена использовать свою «талантливую команду» и сделки с другими компаниями для того, чтобы противостоять Google на рынке интернет-поиска в борьбе за те деньги, которые тратятся на онлайн-рекламу во всем мире. Однако ранее он же говорил, что непременно добьется сделки с Yahoo, даже если она станет для него последней в Microsoft.
Из письма г-на Балмера выясняется, что враждебного поглощения Yahoo также не будет. Ранее Microsoft угрожала руководству Yahoo напрямую обратиться к акционерам компании, для которых продажа Yahoo по цене выше рыночной выгодна и которые могли бы повлиять на совет директоров, вплоть до того, чтобы изменить его состав. Г-н Балмер объясняет причины отказа от этого плана: у руководства Yahoo есть время и возможности для того, чтобы превратить свою компанию в «неразумное приобретение» для Microsoft. Руководство Yahoo успело бы, пишет он, договориться с Google о совместных действиях, и это сделало бы бессмысленным использование Yahoo для конкуренции с Google.
О том, какие действия может предпринять Yahoo в ответ на попытку Microsoft решить вопрос силой, говорит в своем блоге известный российский IT-специалист Григорий Громов, ныне работающий в США: «Все более упорно циркулируют в Долине слухи о том, что Google предлагает Джерри Янгу способ сохранить в собственности его компанию, продав Google «всего лишь» поисковик. Понятно, впрочем, что никакой поисковик, не исключая и Yahoo, давно уже не может всерьез конкурировать с Google, чья доля на мировом рынке связанных с поиском услуг неуклонно растет». Два дня назад на конференции BM Business Partner Leadership Conference в Лос-Анджелесе журналисты несколько раз спрашивали исполнительного директора Google Эрика Шмидта о ситуации вокруг Yahoo, но он наотрез отказался от комментариев.
Однако ключевое слово в письме г-на Балмера -- «инженеры». Это основной ресурс, которым обладает Yahoo и до которого хотела дотянуться Microsoft. Этот ресурс нельзя приобрести, просто заплатив за него. Вот что г-н Громов сказал об этом еще в феврале, когда только появилась информация о возможной сделке: «Microsoft предложила рыночную цену, определяемую текущей ценой акций Yahoo. В принципе ребята из Редмонда (город, где расположена штаб-квартира Microsoft. --
Ред.) могли, казалось бы, спокойно пойти на фондовую биржу и купить за такие деньги компанию Yahoo. Зачем вообще им кого-то спрашивать? Дело в том, что таким образом можно было бы, наверное, купить кусочек пляжей Ривьеры. Купить же высокотехнологичное предприятие помимо воли его текущего состава руководства -- если только компанию покупают не с целью всего лишь уничтожить ее и таким образом расчистить место на рынке -- невозможно. Кроме того, сорвать стоп-кран сделки может еще и на юридическом уровне почти любая хоть сколько-то авторитетная в профессиональном сообществе ненулевого состава группа руководителей Yahoo. Для этого им было бы достаточно всего лишь согласиться засвидетельствовать в предстоящем в любом случае разбирательстве, что эта сделка "сужает возможности конкуренции" в e-commerce».
Вчерашнее письмо Стива Балмера написано в иных выражениях, однако по существу говорит ровно об этом же.
Владелец популярной в Рунете системы сбора статистики о посещаемости сайтов LiveInternet.ru Герман Клименко полагает, что результат переговоров между Microsoft и Yahoo на российский рынок интернет-рекламы никакого влияния не окажет: «Поисковая машина Yahoo в нашей стране практически никем не используется, и даже если бы Microsoft приобрела Yahoo, едва ли это остановило бы экспансию Google во всем мире и в России в частности. В этой истории, с моей точки зрения, интереснее вот что: руководство компании отказывается от сделки, игнорируя интересы своих акционеров. Ведь Microsoft предлагала гораздо больше того, что дает за акции Yahoo рынок. И акционеры лишены возможности влиять на сделку».