Кризис в районе грузино-абхазского конфликта приобретает вполне конкретные очертания надвигающейся войны. Воинственные заявления, взаимные обвинения, решительные угрозы, дипломатический сарказм и, наконец, новый виток информационной схватки в связи с утверждением о сбитых вчера абхазскими ПВО в течение одного часа над территорией непризнанной республики двух грузинских беспилотных самолетов-разведчиков выглядят прелюдией перед кажущимся уже чуть ли неизбежным началом вооруженных действий.
Сводки новостей последних двух дней похожи на снежный ком, нарастание которого само по себе уже кажется весьма опасным. «Грузия при участии иностранных специалистов подготовила план вооруженной акции против Абхазии, который может быть осуществлен в ближайшие несколько суток», -- утверждает анонимный источник в одной из российских силовых структур. Это заявление почти дословно повторяет и замминистра обороны Абхазии Гарри Купалба, считающий, что «агрессия со стороны Грузии может начаться в ближайшие несколько суток».
«Это вранье, Грузия не планирует нападать на Абхазию, -- отвечает в Тбилиси глава парламентского комитета по внешним связям Котэ Габашвили. -- Из Грузии рассчитывают создать агрессора, но агрессором является только Россия». Опровергают в Тбилиси и сведения о якобы начавшейся в преддверии военных действий эвакуации иностранных дипломатов из грузинской столицы. «Никто ни официально, ни тайно Грузию не покидал якобы в ожидании грузинской агрессии в Абхазии», -- возмущенно отвечает «клеветникам» другой грузинский депутат, глава временной комиссии парламента по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия. «Это полная дезинформация, которая придумана нашими российскими партнерами», -- считает он. Заметим, что в отличие от коллеги, Габашвили, называющего Россию «агрессором», г-н Малашхия старается быть политкорректным, россияне для него еще «партнеры».
Старт этому обмену любезностями был дан сообщениями о введении в зону грузино-абхазского конфликта дополнительного контингента российских миротворцев. «Силы уже становятся на выполнение своих задач, и это будет служить на благо народам, которые находятся в Южной Осетии и Абхазии», передают информагентства преисполненные пафоса слова командующего войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО) Александра Баранова. Говоря о задачах миротворцев, генерал не стал упоминать о «благе», которое они должны нести также и «народам», находящимся в Грузии. По всей видимости, это не более чем случайность. Хотя, возможно, что и нет, ведь командующий СКВО убежден, что миротворческие «силы будут служить тому, чтобы закрыть проблемные места» в зоне конфликта. А они, как считают в Москве и Сухуми, возникли в результате «концентрации на грузино-абхазской границе 7,5 тыс. грузинских военных». Об этом предупреждает министр обороны непризнанной республики Абхазия Мераб Кишмария. «Мы следим за передвижениями (грузинских. --
Ред.) войск в Кодорском ущелье», -- предупреждает министр. По его словам, Грузия подтянула к границе с Абхазией тяжелую технику -- танки и БТРы.
Мераб Кешмария демонстрирует хорошее знание стратегических планов потенциального противника - якобы, в первую очередь грузинская сторона намерена вывести из строя абхазские военные объекты, а также объекты государственной власти, сообщает он. Но министр обороны демонстрирует готовность отразить эти планы, «абхазские вооруженные силы уже приведены в повышенную боевую готовность», докладывает он. А затем выкладывает им планы ответных ударов по противнику. «Пока мы наблюдаем за ними, но если они вторгнутся, два дня нам потребуется на оборону, а еще через два дня мы сами дойдем до Кутаиси(Западная Грузия) , сил и техники нам хватит», - утверждает абхазский военачальник.
Вчера же во второй половине дня, абхазская армия, если верить сообщениям из Сухуми, продемонстрировала свою боеспособность. Свидетельством тому стали якобы сбитые наземными средствами абхазских ПВО два беспилотных грузинских самолета-разведчика. Официальный представитель президента Абхазии Кристиан Бжания назвал места, где они были сбиты: один самолет над селением Дихазурга, второй над селом Багряб - оба в Гальском районе Абхазии. Если эти сообщения верны, то Грузия в течение последнего полумесяца лишилась уже четырех беспилотных самолетов- разведчиков израильского производства из 40 имеющихся у нее на вооружении, каждый из которых стоит около 10 миллионов долларов. Впрочем, официальный Тбилиси вчера опроверг сообщения о понесенных им воздушных потерях. «Мы категорически заявляем, что наш летательный аппарат не был сбит», - заявил представитель МВД Грузии. Представитель грузинского Минобороны был не столь категоричен: «Никакой информации о якобы сбитом в Абхазии очередном грузинском бесмилотном летательнолм аппарате нет».
Стоит заметить, что когда 20 апреля абхазские военные заявили, что ими сбит уже второй грузинский беспилотник (первый был сбит 18 апреля), то в Тбилиси также яростно отрицали эти сообщения. И только спустя почти двое суток вынуждены были признать потери, но обвинили в них российскую военную авиацию - якобы, самолет-шпион был сбит российским Миг-29, поднявшимся с базы в абхазской Гудауте. Москва отвергла эти обвинения, конфликт был вынесен на обсуждение Совбеза ООН 23 апреля, но ни одна из сторон не смогла привести неоспоримых доказательств своей правоты.
Не исключено, что по такому же сценарию будут развиваться и нынешние события. С одним исключением - прозвучавшее вчера заявление российского МИД звучит непривычно грозно. «В Грузии встали на путь осознанного нагнетания напряженности в зоне грузино-абхазского конфликта..., вся ответственность за последствия такого курса ляжет на грузинскую сторону», - говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства. Между тем, обещанные «ближайшие несколько дней», в течение которых, по уверению Сухуми, должно начаться военная акция со стороны Тбилиси, странным образом совпадают с сроками инаугурации избранного президента России Дмитрия Медведева.