Финансовый бизнес, который, по сути, полностью отпочковался от группы «Газпром», похоже, вошел в стадию внутренней перегруппировки активов. Накануне инаугурации нового президента России, когда у политической и бизнес-элиты страны наблюдается повышенный уровень напряженности, с
промышленным приданым «Газфонда» и Газпромбанка, ушедшим за последнее время вместе с контролем над этими структурами из группы «Газпром», полным ходом идут странные процессы.
Вчера вечером совет директоров «СИБУР-холдинга» (25,1% у «Газфонда», остальное у Газпромбанка) принял к сведению предложение менеджмента компании о выкупе контрольного пакета акций холдинга. Как сообщили в компании, группа топ-менеджеров в составе президента компании Дмитрия Конова, старшего исполнительного вице-президента Владимира Разумова, вице-президента по экономике и финансам Алексея Филипповского, вице-президента по оргвопросам Виталия Баранова и вице-президента -- руководителя дирекции углеводородного сырья Михаила Карисалова, выступившая на заседании с предложением выкупить пакет акций, отправлена в отпуск «на период подготовки предложения акционерам и возможных дальнейших переговоров». Исполняющим обязанности президента компании на период подготовки и рассмотрения предложения назначен вице-президент по безопасности и связям с органами государственной власти Анатолий Ежков.
А вчера днем крупнейший стройподрядчик в нефтегазовой индустрии «Стройтрансгаз», 20% которого принадлежит Газпромбанку, опубликовал существенный факт о том, что неделю назад совет директоров отправил в отставку все правление компании и назначил на 25 апреля внеочередное собрание акционеров. Пикантность ситуации состоит в том, что в день проведения этого судьбоносного совета (16 апреля) теперь уже бывший президент «Стройтрансгаза» Виктор Лоренц в составе делегации Владимира Путина вылетел в Ливию и вел переговоры от имени компании, главой которой уже юридически не являлся. Исполняющим обязанности был назначен первый вице-президент Анатолий Горелов, курировавший промышленное и гражданское строительство.
Как известно, в середине марта «Стройтрансгаз» уже проводил собрание акционеров, на котором радикально был изменен состав совета -- из него удалили почти всех представителей менеджмента (они имели половину голосов). Чуть ли не первое заседание нового совета, в котором большинство уже было на стороне Газпромбанка, приняло решение «зачистить» команду г-на Лоренца, руководившую компанией со времен изгнания из «Стройтрансгаза» основателя и первого президента Арнгольда Беккера.
В «Стройтрансгазе», Газпромбанке и «СИБУР-Холдинге» вчера отказались комментировать происходящее. Источники «Времени новостей» утверждают, что в конце прошлого -- начале этого года сформировалась новая структура акционеров «Стройтрансгаза». После того как в 2007 году «Газпроминвестхолдинг» (100-процентная «дочка» «Газпрома»), контролировавший больше 50% стройподрядчика, решил избавиться от этого актива, ценные бумаги проделали сложный путь. В результате 20% оказались во владении «дочки» Газпромбанка (к тому времени у «Газпрома» осталось в некогда опорном банке только 41,7% акций) -- Investone Projects Ltd., а остальные распылены среди 60 физических и юридических лиц, у каждого из которых менее 5% акций. Однако в марте было проведено внеочередное собрание акционеров, по итогам которого число представителей Газпромбанка выросло с трех до четырех человек, а представительство менеджмента уменьшилось с четырех до одного (остался только президент Виктор Лоренц). Кроме того, в составе совета остался зампред правления «Газпрома» Михаил Середа, а также влились четыре независимых директора от компаний-партнеров -- Банка развития (Владимир Дмитриев), «Транснефти» (Михаил Арустамов), «Роснефти» (Павел Заблоцкий), «Атомстройэкспорта» (Сергей Шматко) и НОВАТЭКа (Леонид Михельсон). Объяснялось это необходимостью предоставить крупнейшим заказчикам и крупному финансовому институту возможность влиять на деятельность стройподрядчика, но довольно быстро переросло в смену менеджмента.
Операция была проведена стремительно, и ее устроителей не смутил тот факт, что на следующий день после заседания совета Газпромбанк провел размещение крупного выпуска облигаций «Стройтрансгаза» (на 5 млрд руб.). Между тем информация об отставке правления была предоставлена только вчера. Почему так торопились с «приговором» менеджменту и назначением еще одного внеочередного собрания, неясно. Понятно лишь, что мероприятие должно было состояться до майских праздников, в разгар которых пройдет инаугурация.
Ситуация с «СИБУР-Холдингом» выглядит не столь скандально, но вполне интригующе. Нефтегазохимические активы «Газпрома» достались Газпромбанку и «Газфонду» в обмен на акции РАО «ЕЭС России» и «Мосэнерго», которые эти структуры скупали сначала в спекулятивных целях, а затем в рамках стратегии экспансии газового монополиста в электроэнергетику. Ко времени обмена финансовые институты «Газпрома» уже только названиями оставались внутри группы, а контролировались, как считают на рынке, банком «Россия». В Газпромбанке никогда не скрывали, что собираются продавать СИБУР. Сначала безуспешно искали стратегического инвестора, затем задумались о проведении IPO. Однако, по информации «Времени новостей», решили повременить с размещением, пока компания не станет дороже в связи с реализацией масштабной программы капитальных вложений (134 млрд руб. в 2007--2012 годах). Причем большая часть средств должна быть инвестирована в первые два-три года.
Однако менеджмент холдинга во главе с Дмитрием Коновым решил предложить Газпромбанку альтернативный вариант: продать контрольный пакет руководящей команде холдинга. Таким образом, акционеры получали бы деньги с премией за контроль, а менеджмент брал на себя риски, связанные с развитием бизнеса. Понятно, что такого рода сделки стоимостью несколько миллиардов долларов в России возможны только при наличии политического покровителя (тем более что в условиях кризиса ликвидности на рынке корпоративного финансирования группе физлиц достаточно сложно самостоятельно поднять такую сумму). Вопрос в том, насколько серьезны были политические партнеры г-на Конова в этой игре. Но судя по формулировке из сообщения СИБУРа, -- «принять к сведению», а также отправке команды в отпуск, неоспоримой поддержки инициаторы не имеют.