Большинство небольших аптечных сетей, к числу которых относятся все дискаунтеры, может закрыться к концу года. Крупным же игрокам придется туже затянуть пояса: возможно, они даже закроют свои титульные точки, расположенные на центральных улицах в престижных местах. Такой экстремальный сценарий развития событий в розничном сегменте отечественного фармрынка представляется вполне возможным аналитикам маркетинговой компании DSM Group. Они презентовали годовой отчет с такими неутешительными выводами.
«Мировой финансовый кризис ударил и по российским аптечным сетям, рост резко затормозился. Денег на развитие стало заметно меньше, как и интереса к региональным сетям со стороны крупнейших компаний. Теперь придется экономить, в том числе на аренде имиджевых помещений, например где-нибудь на Тверской», -- пояснил «Времени новостей» генеральный директор DSM Group Александр Кузин. По его словам,
ухудшение финансового климата уже сказалось на росте компаний.
Если в 2006 году количество торговых точек увеличилось на 60%, в 2007 году только на 27%, то ожидаемый объем увеличения числа аптек на 2008 год -- всего 15%. Косвенным подтверждением своему прогнозу г-н Кузин считает тот факт, что в прошлом году значительный рост оборотов показали не лидеры рынка, а компании второго ряда. Так, малоизвестная сеть аптек «Радуга» за год увеличила оборот больше чем в пять раз, до 161 млн долл., а «Доктор Столетов» -- на 108%, до 157 млн долл. Для сравнения: многолетний лидер рынка компания «36,6» увеличила продажи всего на 74%, ее годовой оборот составил 674 млн долларов.
Правда, в сети «36,6» с выводами аналитика не согласны: «В 2008 году сеть «36,6» несколько снизит темпы роста, чтобы сфокусироваться на повышении операционной эффективности и прибыльности бизнеса, что позволит нам построить прочную платформу для дальнейшего развития. Закрытие аптек сети осуществляется в рамках естественной санации: закрываются менее эффективные точки, открываются новые. Мы не собираемся сдавать свои лидерские позиции».
Как пояснили «Времени новостей» в компании, крупнейшая аптечная сеть в стране слишком быстро росла последние годы -- количество торговых точек в 2006 году увеличилось на 50%, в 2007-м -- на 46%, а сейчас настало время оптимизации. Поэтому покупателям опасаться нечего.
По-настоящему трудные времена могут настать для небольших аптечных сетей -- на 10--20 точек, которые создавались изначально с расчетом на дальнейшую продажу, считает г-н Кузин. Покупателей в нынешних условиях может не найтись, тогда им придется закрываться. А люди уже привыкли к низким ценам, и замену найти будет сложно. В некоторые скромные аптеки такого типа люди устремляются со всего города и стоят там в длинных очередях. Ведь разница в цене на лекарства по сравнению с другими сетями иногда составляет 50--100 рублей.
Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов расчетам коллег из DSM Group доверяет, но выводы делает прямо противоположные и риски видит совсем иные. По его мнению, нынешнее замедление -- всего лишь промежуточный этап. Сети все равно продолжат развиваться, пока к 2010 году им не будет принадлежать 80% всех аптечных точек. Тогда розница станет основной силой на фармацевтическом рынке, а фармацевтические дистрибьюторы окажутся в зависимом положении. Уже сейчас, считает Давид Мелик-Гусейнов, эта тенденция заметна, хотя сетям принадлежат всего 52% аптек в стране. «Как только сети замкнут на себе значимость фармрынка, цены на препараты повысятся. Лидерам придется много вкладывать в маркетинг, эти затраты немедленно переложат на конечного потребителя. Подорожание лекарств за счет маркетинга составит от 5 до 10%», -- сказал он «Времени новостей». Стоит отметить, что речь идет только о безрецептурных препаратах и товарах парафармацевтики, так как торговая наценка на рецептурные препараты законодательно ограничена.
По какому бы пути ни пошло развитие отечественного рынка розничной торговли медикаментами, уже понятно, что времена бездумных трат и безудержного желания открывать как можно больше аптечных точек прошли.