Тридцать лет назад, в апреле 1978 года, в результате переворота власть в Афганистане перешла к Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Премьер-министром республики стал генеральный секретарь ЦК НДПА Нур Мохаммад Тараки. Последующие десять лет Афганистан оставался одной из самых болезненных горячих точек на геополитической карте мира, в равной мере опасной как для СССР, так и для Запада. 14 апреля 1988 года в Женеве были подписаны соглашения о выводе советских войск из республики. Предшествовавшие этому события до сих пор выглядят чередой невнятных силовых и идеологических решений, хронология и логика которых и двадцать лет спустя все еще остаются малоизвестными фактами новейшей истории.Стратегический интересПосле прихода НДПА к власти государственные преобразования в Афганистане проходили в неблагоприятных внешнеполитических условиях. Наиболее остро складывались отношения с Пакистаном. В военных кругах Исламабада в тот период изучалась возможность прямого вооруженного вмешательства с целью свержения правительства Нур Мохаммада Тараки. Пакистанские лидеры в конце 1978 -- начале 1979 года пытались консолидировать силы вооруженной оппозиции. Лагеря беженцев на территории Пакистана активно использовались как базы подготовки и снабжения боевых формирований оппозиции. С афганской оппозицией в Пакистане начали работу американские спецслужбы.
Революция, произошедшая в ДРА в апреле 1978 года, стала для СССР в некоторой степени неожиданной. Тем не менее Советский Союз признал новый режим и стал оказывать военную и техническую помощь правительству Тараки, а впоследствии -- и Хафизуллы Амина, свергнувшего своего предшественника в результате внутрипартийной борьбы и ставшего премьер-министром ДРА.
Но в Советском Союзе быстро разочаровались в Хафизулле Амине. Заявляя о готовности укреплять дружбу с Москвой, премьер-министр фактически поощрял антисоветские настроения. Афганистан превратился в опасный очаг напряженности на южных границах нашей страны. СССР требовалось сделать выбор: или обстановка в ДРА перерастет в широкомасштабный кризис, грозящий непредсказуемыми последствиями, или в Афганистане придут к власти силы, способные покончить с произволом в стране.
Советское руководство выбор сделало. Решено было ввести в Афганистан ограниченный воинский контингент. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, председатель КГБ Юрий Андропов, министр иностранных дел Андрей Громыко и министр обороны Дмитрий Устинов обосновывали решение о вводе советских войск в ДРА стратегическими интересами СССР: необходимостью обеспечения защиты южных границ, сохранения дружественного Советскому Союзу режима в Афганистане, перекрытия каналов поступления наркотиков через границу. К этим обстоятельствам добавлялись и многократные обращения афганского руководства. 12 декабря 1979 года решение было принято, и уже 25 декабря советские войска начали переход государственной границы. 27 декабря подразделения специального назначения КГБ и ГРУ захватили дворец Хафизуллы Амина, который при штурме был убит. К власти пришло новое правительство во главе с новым генеральным секретарем ЦК НДПА Бабраком Кармалем.
Ввод советских войск в Афганистан вызвал негативную реакцию мирового сообщества и нанес огромный урон СССР, как внутри страны, так и на международной арене. На Генеральной Ассамблее ООН действия Советского Союза в Афганистане осудили 104 государства.
В поисках политического решенияНачиная с 1980 года представители международных организаций и отдельные политики выдвигали проекты по нормализации обстановки в Афганистане и политическому урегулированию ситуации вокруг него.
Для решения афганского вопроса Организация Исламская конференция (ОИК) настаивала на замене советских войск войсками объединенных исламских сил по поддержанию порядка. В середине марта 1980 года итальянский МИД предложил провести советско-итальянские консультации по вопросам, связанным с политическим урегулированием ситуации вокруг Афганистана. Президент Франции Валери Жискар Д'Эстен выступил с инициативой расширить афганское правительство за счет не входящих в НДПА представителей, созвать международную конференцию с участием членов Совета Безопасности ООН и ОИК, Индии, Ирана и Пакистана, вывести советские войска из Афганистана, прекратить поставки оружия, предоставить стране право выбора дальнейшего пути развития. Аналогичные предложения выдвинули министр иностранных дел Англии лорд Каррингтон и Европейское экономическое сообщество.
В свою очередь правительство ДРА 14 мая 1980 года выдвинуло идею проведения двусторонних переговоров с Ираном и двусторонних же переговоров с Пакистаном. На них необходимо было обсудить возможности прекращения вооруженного вмешательства во внутренние дела ДРА и возвращения афганских беженцев. 24 августа 1981 года правительство ДРА, опубликовав официальное заявление «О политическом урегулировании», высказалось за двусторонние переговоры с Ираном и Пакистаном или трехсторонние -- между Афганистаном, Ираном и Пакистаном, при участии специального представителя ООН.
Предложения правительства ДРА не были приняты ни Ираном, ни Пакистаном. Иран не признавал правительство Бабрака Кармаля и требовал вывода иностранных войск из Афганистана, настаивая на создании свободного исламского государства. Кроме того, Иран требовал направить в Афганистан международную комиссию по расследованию фактов вмешательства извне.
Миссия КордовесаС начала 1982 года Генеральным секретарем ООН был избран Перес Де Куэльяр. Диего Кордовес, назначенный его личным представителем по вопросам организации контактов между Афганистаном и Пакистаном, приступил к согласованию начала переговоров. Эти напряженные, перманентно заходившие в тупик и прерывавшиеся дискуссии являются, пожалуй, самыми долгими и сложными в истории дипломатии второй половины ХХ столетия.
Первый раунд афганско-пакистанских переговоров прошел в июне 1982 года в Женеве. Афганскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Шах Мохаммад Дост, пакистанскую -- министр иностранных дел Якуб Хан. Однако главы афганской и пакистанской делегаций не только не сидели за столом переговоров, но и даже не встречались друг с другом: переговоры велись через Кордовеса.
В первом раунде удалось сформулировать вопросы политического урегулирования: вывод советских войск из Афганистана, выработка международных гарантий и обязательств о невмешательстве во внутренние дела Афганистана и Пакистана, возвращение беженцев.
Переговоры стали регулярными благодаря настойчивости и «челночной» дипломатии Кордовеса, постоянно курсировавшего между Женевой, Кабулом, Исламабадом, Москвой и Нью-Йорком. В начале 1983 года он приступил к составлению первого проекта соглашений, в котором оговаривались международные гарантии прекращения вмешательства, репатриация афганских беженцев, вывод иностранных войск, взаимные обязательства сторон. Пакистан настаивал на утверждении четких временных рамок сроков вывода советских войск как одном из основных условий урегулирования.
Юрий Андропов, к тому времени ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС, принял активное участие в процессе Женевских переговоров. 28 марта 1983 года в беседе с Пересом Де Куэльяром он указал мотивы советской заинтересованности в мирном решении афганской проблемы: нахождение советских войск в Афганистане наносило серьезный ущерб отношениям СССР с Западом, соцстранами, странами третьего мира, включая исламские. Кроме того, оно было весьма болезненным для положения внутри страны.
Второй раунд афганско-пакистанских переговоров проходил в марте и июне 1983 года, третий раунд -- в сентябре 1984-го, последующие три -- в июне, августе и декабре 1985-го.
Глава МИД Афганистана по пути в Женеву и обратно обязательно посещал Москву и согласовывал свою позицию с советским МИДом. В Советском Союзе внимательно следили за ходом переговоров, пытаясь прогнозировать возможные варианты развития событий и вырабатывая тактику ведения диалога. Для решения внешнеполитических вопросов, связанных с Афганистаном, привлекались лучшие специалисты из ЦК КПСС, МИД, КГБ, Минобороны.
Пакистан, координируя свои действия с США, требовал как можно скорее вывести советские войска из Афганистана, возвратить беженцев на родину, пытался получить гарантии дальнейшего невмешательства.
На таком фоне только к концу 1986 года удалось согласовать проекты трех документов: Декларации о международных гарантиях невмешательства и Соглашений о невмешательстве и о возвращении беженцев. Обсуждение четвертого документа, в котором решался бы вопрос о советских войсках, даже не начиналось.
Новые лидеры -- новая политикаВойна в Афганистане стоила СССР значительных политических и серьезных экономических издержек и привела к осложнению международного положения. В 1985 году численность группировки была наибольшей и составляла 108 тыс. 700 человек, в том числе в боевых частях -- 73 тыс. 600 человек. Пребывание советских войск в ДРА существенно повлияло на социальную ситуацию внутри СССР -- гибель тысяч солдат и офицеров «при исполнении интернационального долга», неизлечимые физические и психологические увечья возвращавшихся невозможно было скрыть. В обществе нарастало напряжение.
Москва начинала осознавать: для решения афганского кризисам требуются радикальные решения. К началу 1986 года новое советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым признало войну в Афганистане бесперспективной и безнадежной. Необходимо было сокращать военное присутствие в ДРА и искать пути примирения всех противоборствующих сторон. О новых подходах к афганской проблеме было сообщено представителю ООН Диего Кордовесу во время его визита 10--11 февраля в Москву.
25 февраля 1986 года на ХХVII съезде КПСС Михаил Горбачев осудил позицию Запада, развязавшего, по официальному мнению советского руководства, войну против ДРА. Он заявил, что советские войска можно вывести в ближайшем будущем, но лишь при условии, что вооруженное вмешательство остальных иностранных государств во внутренние дела ДРА прекратится и не возобновится. На Пленуме ЦК НДПА, состоявшемся в Кабуле месяц спустя, позиция «старшего партийного брата» была одобрена.
Однако военная и политическая обстановка в Афганистане не улучшалась. Бабрак Кармаль не учитывал изменений, происходивших в мире и в самом Афганистане. В НДПА продолжались фракционная борьба и интриги. Действия афганского лидера не соответствовали концепции нового советского мышления.
27 апреля 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение, что Бабрака Кармаля необходимо заменить более молодым и энергичным лидером, поскольку сам он не может реализовать политику национального примирения. Для того чтобы убедить Кармаля добровольно уйти в отставку, в Кабул был направлен заместитель председатель КГБ, начальник I Главного управления (внешняя разведка) Владимир Крючков. Ему удалось добиться желаемого: 4 мая 1986 года состоялся XVIII Пленум ЦК НДПА, на котором были разделены высшие партийные и государственные посты. Бабрака Кармаля, якобы по состоянию здоровья, освободили от обязанностей генерального секретаря ЦК НДПА.
Новым генеральным секретарем ЦК НДПА был избран Наджибулла, с 1980 по 1986 год руководивший афганскими органами государственной безопасности. С его приходом во власть внутренняя и внешняя политика Афганистана постепенно стала меняться, предпринимались попытки национального примирения.
Споры о сроках вывода советских войскСедьмой раунд переговоров проходил в четыре этапа и в общей сложности занял почти полтора года -- с мая 1986-го по сентябрь 1987 года.
Уже на первом этапе пакистанская делегация стремилась обойти установки афганской стороны, касающиеся согласованности прекращения вмешательства Пакистана и начала вывода советских войск. Согласно этим установкам поэтапный вывод советских войск позволял, в случае возобновления пакистанского вмешательства, поднять вопрос и о прекращении этого процесса.
Возникли разногласия и по поводу сроков вывода советских войск. Пакистанская делегация настаивала на сроке в четыре месяца. Афганская сторона, по согласованию с СССР, называла период в три года. Стороны не могли выработать компромиссные решения, и это надолго приостановило переговоры. Чтобы создать условия для их возобновления, в октябре 1986 года шесть полков из состава советских войск были выведены из Афганистана.
Для устранения разногласий по срокам вывода советских войск и достижения политического урегулирования 13 ноября 1986 года ЦК КПСС постановил образовать комиссию Политбюро по Афганистану из числа руководителей МИДа, КГБ, Минобороны и других ключевых ведомств.
В середине декабря 1986 года в Москве Михаил Горбачев и Наджибулла договорились, что вывод советских войск пройдет в ближайшие два года.
На следующем этапе переговоров афганскую делегацию представлял новый министр иностранных дел ДРА Абдул Вакиль. По согласованию с СССР, он назвал новые сроки вывода советских войск: 22 месяца и два этапа по 11 месяцев, на каждом из них выводится половина советских войск. Пакистанская делегация отвергла эти предложения, поставив под угрозу продолжение диалога. Тогда Абдул Вакиль назвал новые сроки: 18 месяцев (за 12 месяцев будет выведено 50% войск и 50% -- в оставшиеся шесть месяцев). Однако пакистанская делегация, опиравшаяся на позицию США, не согласилась и на этот вариант, в результате чего переговоры были прерваны.
Через полгода в Москве Горбачев и Наджибулла вновь обсуждали сроки вывода советских войск.
Очередной раунд переговоров в Женеве оказался опять безрезультатным: обсуждения закончились, не успев начаться -- после того, как глава афганского МИДа потребовал прекратить вмешательство в афганские дела и обеспечить данному решению международные гарантии. Пакистанская сторона отказалась обсуждать эти вопросы, и афганская делегация прервала переговоры.
В начале января 1988 года в Кабул прибыли министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе и заместитель председателя КГБ Владимир Крючков. Они убеждали Наджибуллу в необходимости возобновления переговоров в Женеве. Тогда же был назван и новый срок вывода советских войск, сокращенный до десяти месяцев. В конце того же месяца 1988 года в Кабуле побывал и Диего Кордовес.
После личной встречи Горбачева с Наджибуллой в феврале 1988 года были опубликованы советское, афганское и совместное заявления по Афганистану. В них указывалась дата начала вывода советских войск -- 15 мая 1988 года. Предусматривалось, что соглашения будут подписаны не позднее 15 марта и вступят в силу через два месяца.
Переговоры в Женеве возобновились 2 марта. Однако для их завершения существовали явные и скрытые препятствия. Некоторые афганские руководители оказались не готовы к уходу советских войск, опасаясь за будущее существовавшего в стране режима. Абдул Вакиль всячески затягивал переговоры, отказывался согласовывать проекты документов, не шел на компромисс с пакистанской стороной. В результате и афганские, и пакистанские переговорщики нашли убедительные предлоги отказаться от подписания соглашений и прервать переговоры.
Чтобы не допустить срыва так долго налаживавшегося мирного процесса, в Ташкенте 7 апреля 1988 года Михаил Горбачев встретился с Наджибуллой. Лидеры СССР и Афганистана призвали другие государства содействовать установлению мира и уважать Женевские соглашения, подтвердив, что в случае их подписания в кратчайший срок советские войска будут выведены в течение девяти месяцев, начиная с 15 мая 1988 года.
Война без конца14 апреля 1988 года в Женеве были подписаны соглашения между Афганистаном и Пакистаном о политическом урегулировании. Международными гарантами выступили СССР и США.
Женевские соглашения включали в себя:
-- Двустороннее соглашение между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан о принципах взаимоотношений, невмешательстве и отказе от интервенции, подписанное министерствами иностранных дел двух этих государств;
-- Соглашение о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану, подписанное министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана и министрами иностранных дел СССР и США, как представителями государств-гарантов;
-- Декларацию о международных гарантиях, подписанную представителями СССР и США;
-- Меморандум понимания заключенных соглашений, принятый представителями четырех упомянутых государств.
Политбюро ЦК КПСС, оценивая успешное завершение Женевского дипломатического процесса, отмечало, что по своим международным последствиям оно не уступало Договору о ликвидации советских и американских ракет средней и меньшей дальности. Председатель КГБ Владимир Крючков (был назначен на должность в 1988 году. --
Ред.) этого оптимизма не разделял, считая, что Женевские соглашения, обязывавшие вывести советские войска к 15 февраля 1989 года и прекратить военные поставки из Советского Союза, Пакистана и других стран, представляли собой лишь видимость решения проблемы. Советская сторона выполняла условия Женевских соглашений, а американская лишь ждала скорейшего вывода советских войск. После этого, считал глава КГБ, США оставалось лишь свергнуть режим Наджибуллы и привести в Кабул правителей, соответствовавших американским интересам.
Вскоре стало ясно, что в Пакистане не стремились к соблюдению Женевских соглашений. Вмешательство в афганские дела к 15 мая 1988 года -- к началу вывода советских войск -- не только не прекратилось, но и даже возросло. Пакистанские правительственные организации позволяли беспрепятственно перебрасывать через границу с Афганистаном отряды вооруженной афганской оппозиции и переправлять караваны с оружием через многочисленные горные перевалы и проходы.
Тем не менее после вступления Женевских соглашений в силу вывод советских войск из Афганистана начался. Он проходил в два этапа. На первом, продолжавшемся до 15 августа 1988 года, из большинства районов страны была выведена половина советских войск. Поскольку остальные участники Женевских переговоров не выполняли своих обязательств, советское правительство в августе 1988 года распространило официальное заявление о том, что с пакистанской территории продолжается вмешательство во внутренние дела Афганистана; осуществляется переброска больших партий оружия, вооруженных отрядов оппозиции. Кроме того, при поддержке пакистанских властей в Пешаваре было создано «переходное афганское правительство», что стало грубым нарушением Двустороннего соглашения между Афганистаном и Пакистаном.
Советский Союз стоял перед сложным выбором. С одной стороны, изменение сроков вывода советских войск могло вызвать осложнения международных отношений. С другой -- не было уверенности в том, что после вывода не возникнет серьезных угроз для афганского режима. Тем не менее с 15 января по 15 февраля 1989 года советские войска были полностью выведены из Афганистана.
В 1989--1991 годах режим Наджибуллы благодаря военной и экономической помощи СССР сохранил свои позиции в стране. В январе 1990 года Политбюро ЦК КПСС признало, что работа по политическому урегулированию афганской проблемы приняла формы, характерные для решения других региональных конфликтов. Специальный механизм более не требовался, поэтому комиссия Политбюро ЦК КПСС по Афганистану была упразднена.
Между тем ситуация в Афганистане усложнялась. Правительству ДРА приходилось преодолевать большие материальные, политические и военные трудности. Оппозиция не отказывалась от своего замысла захватить власть силой, свергнув правительство и президента. В этих условиях Наджибулла постоянно обращался к правительству СССР с просьбами о поставках в Афганистан оружия, боеприпасов, военного имущества и снаряжения, продовольствия и материально-технических средств.
На судьбу режима Наджибуллы существенным образом повлиял августовский путч 1991 года в Москве и последовавшие затем события. В сентябре 1991 года госсекретарь США Джон Бейкер и министр иностранных дел СССР Борис Панков подписали соглашение о прекращении поставок оружия конфликтующим сторонам в Афганистане с 1 января 1992 года. Это привело к кризису режима Наджибуллы, развалу военно-государственного и партийного аппарата.
В апреле 1992 года вооруженные отряды оппозиции вошли в Кабул, после чего Афганистан был провозглашен Исламским Государством. Однако вооруженная борьба в стране на этом не прекратилась. В 1996 году власть в Афганистане захватило движение «Талибан», ставшее прибежищем и тренировочной базой для террористов из «Аль-Каиды». С конца 2001 года с «Талибаном» воюют американские войска и их союзники по НАТО. О нормализации обстановки в Афганистане сегодня говорить не приходится.
Полный текст статьи будет опубликован в журнале «Новая и новейшая история», 2008, №5.
Христофоров Василий Степанович родился 13 мая 1954 года в Челябинской области, окончил в 1976 году Казанское высшее военно-инженерное училище, а в 1985 году -- Краснознаменный институт КГБ СССР имени Ю.В. Андропова (ныне -- Академия Службы внешней разведки). С октября 1985 по январь 1989 года проходил службу в должности сотрудника представительства КГБ СССР при органах безопасности Республики Афганистан. В этом качестве участвовал в выработке позиции СССР по вопросу вывода советских войск из Афганистана.