|
|
N°63, 14 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По ту сторону отпечатка
Параллельные миры Московской фотобиеннале
В галерее искусств Зураба Церетели проходят выставки Московского международного фестиваля «Фотобиеннале-2008». Свои архивы открыли для просмотра семья Томмазоли, журнал «Огонек», Всероссийское физкультурное общество «Динамо» и график Евгений Щеглов.
Выставка «По ту сторону серебра. Семья Томмазоли -- фотографы с 1906 года» рассказывает о том, что скрывается по ту сторону фотографии. А что там может быть? Нездешняя, другая реальность, не та, что после создания отпечатка. Это область смешения воображаемого и реального. Три поколения фотографов, охватившие целый век, представляют свои работы. Отпечатки Сильвио Томмазоли, первые снимки архива начала прошлого века, выходят на экспериментальное поле другой реальности. Умноженный женский образ на фотографиях «Без названия» вызывает вопросы: мы видим эту даму такой, какой она была, или такой, как ее увидел фотограф? И кто из них кто? Отпечатки «Теней», возможно, дают ответ на эти вопросы. Так ли уж важна наша идентичность, тем более в фотографии, которая сама по себе есть «множественность без оригинала»... Интерес к теням затрагивает всех представителей этой семьи. Филиппо и Фаусто Томмазоли создали гербарий со сложным ажурным узором -- негативные отпечатки растений. Игру с пойманной тенью ведет Алессандра Саларди Томмазоли. Ее «Тени» -- экспрессивные свидетельства существования художника, отраженные на светочувствительной поверхности. С пространством по ту сторону отпечатка работает наш современник Сирио Томмазоли. Уходящие образы в «Сфотографированной фотографии» вовлекают нас в процесс создания снимка. «Окна» не отражают свет, не впускают пейзаж, собравшись группами, они аккумулируют цвет.
Проект «Герои пятой пятилетки» в фотографиях из архива журнала «Огонек» реализован кураторами Анной Шпаковой и Михаилом Сидлиным. Огоньковские «герои» живут нарядной праздничной жизнью на обложках одного из самых популярных журналов страны. Это жизнь по другую сторону будней. Доярка, отличник боевой подготовки, вышивальщица, слесарь, народный мастер, учительница, медсестра, табунщик, агроном. Портреты тружеников 50-х годов ХХ века сделали замечательные советские фотографы: Дмитрий Бальтерманц (в его галерее фотографии шести генсеков -- от Сталина до Горбачева), Михаил Савин, проработавший фотокорреспондентом в «Огоньке» сорок лет, легендарный военный фотокорреспондент Галина Санько, Яков Рюмкин, Олег Кнорринг.
Те же пятидесятые годы можно увидеть в снимках из редкой тогда машины. Это «Взгляд из автомобильного окна» Евгения Щеглова. Автор фиксирует жизнь через ветровое стекло: просторные улицы, такси «Победа», случайные прохожие, спокойная размеренная жизнь Москвы, какой ее видели кинорежиссеры и художники 40--50-х.
Золото вокруг нас -- тоже другая реальность. В 80-е годы ее показали в своих перфомансах московские художники Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, создатели концептуального проекта «Тотальное художественное действие, или ТОТАРТ». Они красили лестницу в золотой цвет, экспонировали «Золотую комнату», привлекали друзей и соседей по дому к участию в «Золотом воскреснике». Во время воскресника все вместе выкрасили заборы, урны и скамейки в цвет государственных регалий и денег. Этот сакральный цвет, вторгаясь в повседневную жизнь, ставит вопрос о границах искусства, о его связи с жизнью. На нынешней выставке Виктор Хмель и Елена Суховеева в своем проекте пользуются клише «золотая осень», помечая мазками золотой фольги окрестный пейзаж -- деревья, лестницу, дом, забор, для того чтобы потом все это сфотографировать.
Еще одна реальность: воплощенная фантазия Петра Ловыгина -- Jamaica. Может быть, эта фантазия у художника из детства. Итальянскую песню он, наверное, слушал вместе со всей страной. Такой песне тесно в квартире, ей нужен простор. Петр Ловыгин придумал, как это сделать: волжские степи, девушка на велосипеде, флаг Ямайки развевается у нее за спиной, и голос Робертино Лоретти разносится по-над Волгой. Никто в Поволжье особенно и не удивился такому исполнению. А художник весь этот перфоманс сфотографировал и на выставке показал. Самой песни мы, правда, не слышим, но верим на слово, что была. Ноты к фотографиям прилагаются, написано, что Jamaica -- народная песня. Ну, значит, так оно и есть. Если красивую песню сорок лет все любят, слушают и поют, то она точно народная.
Фотографические архивы и постановочные фотографии, любительские фото и случайные снимки, все они одним своим существованием разделяют мгновение на до и после, на там и здесь, на тогда и сейчас. Все самое интересное происходит там и до, по ту сторону отпечатка.
Марина ФОМЕНКО