Время новостей
     N°62, 11 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2008
Заправки формально станут чужими
ЛУКОЙЛ продает несколько десятков АЗС в США с условием сохранения бренда и поставщика топлива
ЛУКОЙЛ в своей финансовой отчетности за прошлый год по стандартам GAAP сообщил, что в мае продаст 162 заправки в Америке за 138 млн долл. -- это почти десятая часть от всех станций компании в США. Речь идет об АЗС, купленных в 2004 году у ConocoPhillips, -- тогда сделка стоимостью 265,75 млн долл. включала в себя 795 станций в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания. Как заявил вчера «Времени новостей» глава LUKOIL Americas Corporation Вадим Глузман, компания делает «ровно то, что сейчас делают все нефтяные гиганты, работающие в Америке», -- продает АЗС инвесторам и закрепляет за этими заправками на 15 лет обязанность работать под брендом ЛУКОЙЛа и торговать топливом, производимым заводами ЛУКОЙЛа. Таким образом, говорит он, компания будет зарабатывать «на поставках и роялти», и даже можно сказать, что не потеряет свою долю рынка. Кто выступил покупателем заправок, г-н Глузман сообщить отказался, пояснив лишь, что это один инвестор. Связана ли продажа с поданными в прошлом году исками против крупных американских операторов АЗС о согласованном ценообразовании, в компании прямо не говорят.

На американский рынок нефтепродуктов ЛУКОЙЛ вышел в 2000 году, купив компанию Getty Petroleum с 1300 АЗС. Затем он постепенно наращивал свою долю на американском рынке, в частности в 2004 году заключив сделку с ConocoPhillips. Эта компания, как известно, является крупнейшим акционером ЛУКОЙЛа с 20-процентным пакетом акций. И топливо на свои АЗС LUKOIL Americas закупает у заводов ConocoPhillips. По состоянию на начало 2007 года у ЛУКОЙЛа в США было 1843 заправки (всего в компании тогда было 5793 АЗС). Сейчас, по словам г-на Глузмана, у компании около 1800 станций. Еще в 2006 году компания начала оптимизацию сбытовой сети, в рамках которой продавала низкоэффективные АЗС. По каким параметрам она их определяла, не сообщается, однако, например, в Европе таковыми считаются станции с продажами менее одной тонны топлива в сутки. Тем не менее ряд АЗС, купленных у ConocoPhillips, не отвечал корпоративным требованиям ЛУКОЙЛа, и сейчас, когда нашелся покупатель, компания их продала.

Как говорится в отчетности ЛУКОЙЛа, в феврале 2008 года LUKOIL Americas «заключила со сторонним инвестором договор купли-продажи заправок за 138 млн долл. Обязательства по восстановлению окружающей среды по данному договору оцениваются приблизительно в 19 млн долл. Группа продолжит поставку нефтепродуктов на заправки по контракту, заключенному с новыми владельцами на 15 лет. Завершение сделки ожидается в мае 2008 года. По состоянию на 31 декабря 2007 года группа отразила эти заправки по балансовой стоимости, равной 134 млн долл., в консолидированном балансе как активы для продажи. Дополнительно группа отразила обязательство, связанное с активами для продажи, в сумме 14 млн долларов».

«Мы продаем заправки очень выгодно, -- говорит г-н Глузман. -- Мы очень неплохо заработали на этой сделке». При покупке средняя стоимость одной АЗС была 334 тыс. долл., а при продаже -- 852 тыс. долл. Вырученные деньги, по его словам, пойдут на частичное погашение кредита, который LUKOIL Americas привлекал для покупки АЗС у ConocoPhillips -- тогда 50 млн долл. ЛУКОЙЛ заплатил сам, а остальная часть была профинансирована за счет шестилетнего кредита, организованного и предоставленного банком Lehman Brothers.

Как известно, в прошлом году против подразделений LUKOIL Americas и ряда мировых нефтяных компаний (Saudi Aramco, венесуэльской PdVSA, LITASCO и др.) были поданы два иска в окружной суд штата Иллинойс с обвинениями в ценовом сговоре с целью завышения оптовых цен на нефтепродукты. Главным требованием истцов было принуждение этих компаний к продаже активов своих американских «дочек», что должно ликвидировать их аффилированность. Нельзя исключать, что, продав некоторые заправки, ЛУКОЙЛ избавил себя от рисков, связанных с иском.

Какова стратегия в отношении дальнейшего заправочного бизнеса ЛУКОЙЛа в Америке, г-н Глузман предпочел не говорить. На вопрос о том, будут ли продаваться или, наоборот, покупаться АЗС, он ответил: «Все зависит от параметров конкретной сделки».




"ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" завершает сделку по приобретению у "РК-Газсетьсервиса" семи действующих автозаправочных станций и 19 земельных участков, на которых будут построены новые АЗС. Приобретаемые АЗС работают в Московской и Калужской областях под брендом EPetrol, их полный ребрендинг в соответствии с корпоративными стандартами ЛУКОЙЛа планируется завершить в третьем квартале 2008 года. "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" работает в центральном регионе России: в Москве, Московской, Тверской, Смоленской, Брянской, Орловской, Курской, Белгородской, Липецкой, Тульской, Калужской и Рязанской областях. Филиалы общества работают в Смоленске, Туле, Липецке. Основным видом деятельности общества является оптово-розничная реализация светлых и темных нефтепродуктов, фасованных масел, розничная продажа топлива через собственную сеть АЗС. В структуру компании входят более 120 АЗС и семь нефтебаз. AK&M

Николай ГОРЕЛОВ