«МВФ вернулся», -- заявил вчера на пресс-конференции в Вашингтоне Доминик Стросс-Кан, возглавивший эту организацию осенью прошлого года. В последние годы, как известно, МВФ испытывал настоящий кризис востребованности своих услуг, одновременно в значительно мере утратив доверие со стороны многих своих акционеров -- развивающихся стран. Теперь, утверждает француз, услуги фонда, прежде всего консультационные, снова нужны. А пакет реформ, который будет обсуждаться в субботу в рамках «Весенних встреч» МВФ и Всемирного банка, по-видимому, должен решить другие проблемы фонда. Стросс-Кан надеется, что
его инициативы о перераспределении акционерных квот в капитале фонда и о продаже части золотого запаса МВФ получат одобрение.
Однако, несмотря на оптимизм г-на Стросс-Кана, похоже, кризис в Международном валютном фонде углубляется, и с приходом француза этот процесс лишь обрел стремительную динамику. МВФ уже почти достиг той стадии внутреннего кризиса, в которой год назад пребывал Всемирный банк. ВБ, впрочем, удалось избавиться от скандального президента Пола Вулфовица, и под руководством Роберта Зеллика банк быстро обрел дееспособность.
В МВФ скандалы еще впереди. Стресс-Кан -- такое прозвище получил глава фонда от своих сотрудников. Стрессы, которым француз подвергает организацию, -- сокращение расходов и пересмотр акционерных квот. Нетрудно заметить, что оба вопроса имеют внутренний характер для фонда, при том, что вопросы оценки и преодоления масштабного кризиса на финансовых рынках в известной мере остаются для МВФ на втором плане.
Реформа акционерных квот, которую начал еще предшественник Стросс-Кана испанец Родриго де Рато, превратилась в профанацию. Целью изменения существующей системы было сделать доли стран в капитале фонда адекватными их роли в мировой экономике -- соответственно Европе пришлось бы «подвинуться», а развивающиеся страны получили бы более весомое представительство.
Специалисты МВФ, которые разрабатывали новую формулу расчета квот, проявили редкое искусство: формула новая, а распределение голосов по ней фактически останется старым. При том что квота Китая вырастет больше всех, ему все равно не удастся обогнать Великобританию и Францию, хотя их квоты и снизятся больше других.
Официальный Вашингтон хотя и поддержал разработку, но не скрывает разочарования. Реформа квот оказалась «не такой амбициозной, как хотелось бы», сказал замминистра финансов США Дэвид Маккормик. При этом Вашингтон с политической точки зрения как раз был заинтересован в том, чтобы развивающиеся страны получили больше голосов, но уходящей администрации Буша сейчас не до споров с цепляющимися за свои квоты европейцами. Многие авторитетные экономисты называют предложенную Стросс-Каном формулу расчета квот неадекватной. Когда она рассматривалась на совете директоров МВФ, Россия и еще несколько стран проголосовали против или воздержались. Управляющий МВФ от России Алексей Кудрин, который не раз описывал, какой должна быть новая формула, вряд ли изменит свое негативное отношение к предложению Стресс-Кана. Теперь за него должны проголосовать все страны -- акционеры фонда в соответствии со своей долей в капитале. Для принятия решения необходимо набрать 85%, и положительный результат не гарантирован. В то же время можно не сомневаться, что противники новой формулы испытывают на себе сейчас все доступные главе МВФ виды дипломатического давления.
Другой стресс «имени» Стросс-Кана -- сокращение расходов МВФ. В позапрошлом году, когда стало ясно, что доходов от кредитования не предвидится (потому что не предвидится крупных кредитных операций), фонд начал разработку новой модели доходов. Предложение увязать ее с переосмыслением характера деятельности фонда в изменившемся мире почему-то не встретило поддержки у руководства МВФ и его основных акционеров. Фонд пошел по более простому пути -- дополнить разработку новой модели доходов резким сокращением расходов.
Сейчас в фонде (кстати, довольно компактной организации) начинаются масштабные увольнения. Они касаются сотрудников как аппарата самого МВФ, так и аппарата членов совета директоров. Моральный климат в некогда самой влиятельной международной финансовой организации хуже день ото дня. А на те должности, которые требуют замещения, фонд с большим трудом находит людей. Как уже сообщалось, фонд получает беспрецедентную для себя долю отказов от молодых экономистов (38%). Сокращаются некоторые виды технической помощи -- так, если раньше фонд оплачивал консультации привлеченных экспертов той или иной стране, теперь он предлагает получателям такой помощи заплатить самостоятельно.
Модель доходов тоже придумать не удалось. Фонд планирует продать часть своего золотого запаса, что трудно назвать системной мерой. При этом раньше вопрос продажи золота полностью блокировали США: такую сделку требуется утверждать в парламенте, а администрация Джорджа Буша категорически не хотела уламывать конгресс по такому «непринципиальному» поводу. Теперь Белый Дом поддерживает сделку, рассчитывая, очевидно, что период ее реализации придется уже на эпоху следующего президента.
Что касается финансового кризиса, его сегодня в Вашингтоне будут обсуждать министры финансов и главы центробанков стран «большой семерки». В каком-то смысле можно утверждать, что основная часть кризиса пройдена. В целом понятен масштаб потерь и видны источники угроз. Центральные банки успешно опробовали механизмы противодействия кризисным явлениям. Понятен план действий: на рынках требуется больше прозрачности, а финансовым властям предстоит достичь нового качества регулирования. Понятно и то, что МВФ в этом процессе не проявляет способности к самостоятельной разработке идей, а лишь следует за сигналами из Вашингтона, Лондона и, конечно, Парижа. Так что вопрос о том, откуда и куда «вернулся» МВФ, остается открытым.