Калининградская область мечтает о водных туристах из Европы, но не может создать для них элементарные условия
В Калининградской области обсуждают концепцию развития водного туризма. Этот вид отдыха предполагается сделать базовым для всей
местной туриндустрии. Учитывая внушительное количество калининградских рек (некоторые входят в международные маршруты), речушек, озер и прочих водоемов, а также несколько выходов к Балтийскому морю, затея кажется вполне осуществимой. Единственная (но весьма существенная) преграда -- практически полное отсутствие необходимой инфраструктуры и непонимание в этом вопросе между областными и федеральными властями.
На европейской карте водного туризма Калининградская область -- белое пятно. Практически всю Европу пронизывает сеть «дорог» для транспортных средств под парусом. По рекам и каналам можно легко добраться до польских Мазурских озер, вплотную к Калининградской области. Но дальше плыть не получится -- нет пограничных переходов, причалов, специальных заправок. Да и законодательство требует корректировки.
А ведь
западные туристы уже не первый год демонстрируют интерес к Калининградской области. В 2006 году 22 судна намеревались зайти в местные порты с несколькими тысячами туристов на борту, но сделать этого не сумели. Аналогичная история повторилась и в 2007-м. Область ежегодно теряет десятки миллионов рублей, которые туристы могли бы оставить в качестве платы за рестораны, экскурсии, развлечения, сувениры, ночлег.
До сих пор не решен элементарный, казалось бы, вопрос: где оформлять приходящие из-за границы парусники и небольшие круизные суда? На недавнем совещании в областной Думе по проблемам водного туризма дошло до смешного. Представитель пограничной службы на полном серьезе спрашивал у яхтсменов, где им проводить свой погранконтроль. В порт Пионерский парусники практически не пускают, там места мало. В Балтийске раньше яхты проверялись у 81-го причала 3-го бассейна. Но сейчас и там сложности, парусники, по сути, оттуда выдавливаются. «Летом пойдут иностранные яхты, что нам с ними делать? Для престижа Калининградской области будет не очень красиво, если мы их завернем. Нужен отдельный яхтенный причал», -- сказал пограничник. Услышав в ответ достаточно резкое, но справедливое «Это ваши проблемы», офицер согласно кивнул головой, но только развел руками -- на местном уровне проблему решить нельзя. Требуется решение федерального руководства, а там пока к калининградским туристическим планам относятся без особого пиетета.
На бумаге ситуация, казалось бы, улучшается -- Россия и Литва недавно подписали соглашение об открытии судоходства по Куршскому заливу. Идут аналогичные переговоры с Польшей по Калининградскому (Вислинскому) заливу. Однако в реальности никаких изменений нет. Куршский залив так и остался, по сути, закрытым, ведь там нет погранперехода. Литовцы заверяют: у них, в Ниде, все готово. Сказать то же о калининградской части в поселке Рыбачий нельзя. Следовательно, плыть туристам некуда.
«Мы направили запрос в пограничное управление ФСБ России с вопросом: а где в нынешнем сезоне оформляться тем, кто идет по Куршскому заливу? Ответ: «В Советске!» -- сообщила «Времени новостей» начальник отдела областного правительства по туризму Марина Друтман. А это серьезный крюк, который далеко не каждый турист захочет преодолеть. И даже если судно пройдет на калининградскую территорию, дальше Рыбачьего его не пустят. К Зеленоградску или к Полесску иностранным судам подойти не удастся, потому что ведущие к ним водные пути относятся к внутренним, а они в российско-литовском межправительственном соглашении не значатся.
Тем не менее в Калининградской области не собираются сидеть сложа руки. В регионе разработана концепция развития водного туризма. За пример для подражания предлагается взять соседнюю Польшу, на Мазурских озерах которой «прописано» около 40 тыс. парусников. Представитель областной Федерации парусного спорта, яхтенный капитан Сергей Жадобко считает, что регион вполне сможет принимать до 10 тыс. парусников с примерно четвертью миллиона туристов в месяц. Для сравнения: пока область за весь год посещают около 400 тыс. отдыхающих. «В Европе на яхтах в основном ходит молодежь. Они устраивают между собой регаты, купаются, к вечеру причаливают к какому-нибудь городку, там идут в рестораны, кафе, дискотеки, ночью на своих судах отсыпаются. На следующий день -- к другому городку, где все повторяется», -- делится г-н Жадобко своими планами, которые пока, увы, кажутся утопией.
Станет ли Калининградская область привлекательной для иностранных туристов под парусом, во многом зависит от Москвы. Для этого требуется, например, внести отражающие реальное положение дел поправки в федеральное законодательство, открыть морские погранпереходы в поселках Краснофлотское и Рыбачий, в городах Пионерский, Балтийск, Советск и возле Правдинска. А кроме того -- разрешить транзитное плавание маломерным судам под иностранным флагом по внутренним водным путям Калининградской области.
Надеясь, что в столице со временем все же «созреют» и эти пункты выполнят, некоторые бизнесмены в Калининградской области начинают вкладывать деньги в инфраструктуру водного туризма уже сейчас. Музей Мирового океана в Калининграде получил в свое распоряжение участок земли, где планирует оборудовать причал на 20--30 яхт. В Мамоново собираются обустроить яхтенную марину «Краснофлотская гавань» площадью в три гектара. Сверху эта гавань напоминает половину штурвала или перевернутый якорь -- туда будут причаливать парусники с туристами, к услугам которых гостиница, рестораны, аквапарк и даже три бассейна с подогреваемой морской водой.
Другая затея в Пионерском: проект обустройства яхтенного причала согласован, есть инвесторы -- известный многим калининградцам рыбный бизнесмен Юрий Синельник, баллотировавшийся на пост губернатора, и французская компания. У властей Правдинска замах поскромнее. «Мы деньги нашли сами -- 700 тыс. руб. выделили на обустройство причала. Есть уже инвесторы, которые готовы вложиться в береговую инфраструктуру, построить гостиницы, кафе и прочее», -- рассказывает глава Правдинска Петр Седов. По его словам, единственная проблема в том, что пока так и не принято решение об открытии там пограничного перехода. Он уверяет, что польская сторона готова даже сделать его совместным, только бы он был. Но, увы, ни власти Правдинска, ни всей Калининградской области гарантировать открытие погранперехода не могут.