Низкие темпы роста спроса на продукцию становятся настолько привычными для отечественных предприятий, что они готовы уже в ближайшее время начать сокращать производство. В марте доля производителей, у которых выпуск обгоняет спрос, достигла 28%, что в последние годы бывает нечасто. Обратное соотношение (спрос обгоняет выпуск) зарегистрировано лишь у 7% предприятий. Такие цифры опубликованы в бюллетене конъюнктурных опросов по промышленности за март, подготовленном Институтом экономики переходного периода.
Данные о состоянии российской промышленности в марте не слишком оптимистичны. Сохранение хотя и невысоких, но все-таки неадекватных темпов роста выпуска в условиях замедления роста спроса заполняет склады готовой продукцией. По данным официальной статистики, в январе--феврале рост промышленного производства в России продолжился. По отношению к январю--февралю прошлого года продукции произведено больше на 6%, в марте рост сохранялся. Темпы роста продаж, наоборот, сократились: в марте продажи упали на 4% по сравнению с февралем и на 18% по сравнению с мартом прошлого года.
Низкие темпы роста спроса на продукцию становятся привычными для предприятий. Удовлетворены продажами лишь в некоторых отраслях. В химической и нефтехимической промышленности 74% руководителей оценивают спрос как «нормальный». В машиностроении такую оценку дают 60% директоров, в легкой промышленности -- 49%.
Замедление темпов роста спроса не позволяет предприятиям наращивать выпуск. Сейчас самые высокие темпы роста производства демонстрируют топливная, машиностроительная и химическая отрасли, а также стройиндустрия. Явное и продолжительное замедление роста спроса привело к значительному «негативному» отрыву динамики выпуска от динамики продаж (позитивным отрывом можно считать ситуацию, при которой предприятия отстают от динамики спроса). Иными словами, предприятия стали производить больше, чем им удается продавать. В марте доля производителей, у которых выпуск обгоняет спрос, достигла 28%, что бывает в последние годы нечасто. Обратное соотношение (спрос обгоняет выпуск) зарегистрировано у 7,4%. Эта цифра является почти едва ли не минимумом со времен дефолта в августе 1998 года.
Еще одним свидетельством негативного «отрыва» является динамика оценок запасов готовой продукции. В марте этот показатель показал худшее значение за последние два года. Промышленность накопила в последние месяцы необычайно много товара и не видит реальных перспектив распродать все это в ближайшие месяцы. Особенно учитывая тот факт, что в марте темпы роста цен не понизились, как это бывает практически ежегодно, а выросли, в том числе за счет металлургии, легкой и пищевой отраслей. Тем более что в условиях инфляционного фона промышленные предприятия имеют достаточно оснований для повышения отпускных цен.
В такой ситуации сокращение выпуска продукции не за горами. На то есть две причины. Во-первых, начали терять оптимизм составители производственных планов предприятий. Наиболее существенной негативной корректировке производственные планы подверглись в черной металлургии, химии и нефтехимии, стройиндустрии и пищевой отрасли. Во-вторых, высокая заполненность складов готовой продукцией заставит предприятия использовать для удовлетворения спроса в первую очередь накопленные запасы, а не производить новые товары.
Ценовые прогнозы предприятий не дают надежд на скорое замедление инфляции. Начавшееся было в феврале снижение инфляционных настроений в промышленности прекратилось. Мартовские прогнозы изменения цен достигли максимума с начала 2005 года. Замедление роста цен в ближайшие месяцы, как считают в лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода, возможно только в химии, нефтехимии и машиностроении.